Однако для того, чтобы в семье произошли конструктивные изменения, в дополнение к отношениям помощи (на фоне помогающих отношений) необходимо использовать определенный репертуар воздействий. Репертуар воздействий, используемый консультантом, отражает его теоретическую ориентацию. Впрочем, сегодня большинство консультантов – эклектиками и пользуются приемами и методами, которые разработаны в самых различных теоретических подходах.
Традиционно основным методом психологического консультирования считается интервью, т.е. беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Традиции – это, конечно, хорошо, но будем жить «здесь и сейчас». В современной практике консультирования (в том числе и семейного) преобладает эклектизм. Консультанты используют все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: от диалогического общения Роджерса, и психодрамы Якоба Морено до структурированных технологий НЛП (нейро-лингвистического программирования) и, конечно, системной семейной терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике).
Если вы зададите вопрос: «Что же использовать?», я отвечу так: выбирая средства, необходимо помните известное методологическое положение, которое Дж. Пол сформулировал как вопрос: «Какая помощь, кем осуществляемая и в каких условиях наиболее эффективна для этого клиента с этими конкретными проблемами?». И еще одно стоит помнить при выборе методов и конкретных техник консультирования семьи. Выбор во многом определяется тем уровнем, на котором вы осуществляете консультационный процесс. Принято выделять внешний и внутренний (глубинный) уровень консультирования.
Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече. Здесь широко используются психотехники создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К. Роджерс, Ф. Василюк и др.). Хорошо «работают» на внешнем уровне консультирования семьи возратное психологическое консультирование и психотехники, разработанные в поведенческой психологии (Не знаю лучшего изложение бихевиоральных техник, пропущенных через фильтр гуманистического подхода и ориентированных на родителей, чем в книге супругов Байярд «Ваш беспокойный подросток.)
Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него на уме и выразить свои подлинные чувства. Это – первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе-подлинному и к другому человеку.
На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и, конечно, различных направлениях семейной психотерапии.
Однако не стремитесь на глубинный уровень. Войти-то в него можно, но вот выйти (да еще и семью вывести из этого подземелья) под силу далеко не каждому. Сразу договоримся: уровень, на котором работает школьный психолог, конечно же, «внещний». Однако, не спешите расстраиваться: на этом уровне консультирования многого можно достичь. Лучше чуть подробнее поговорим о тех тактиках, методах и приемах, которые возможно использовать здесь.
Тактики: возможны две тактики работы:
Первая предполагает усиление когнитивного аспекта; вторая по преимуществу направлена – на работу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, с поиском неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях.
Усилению когнитивного аспекта способствует, прежде всего, возрастное психологическое консультирование. Что это такое? Если говорить совсем попросту – беседа, помогающая родителю понять особенности поведения ребенка, которые связаны с изменением его «социальной ситуации развития». Здесь психолог, в основном, раскрывает наиболее важные вопросы психологического развития детей и их воспитания, особенности родительских отношений с ними. Соответственно, эту беседу (ни в коем случае не лекцию!) можно завершить совместной выработкой программы изменения действия родителей в соответствии с изменившейся ситуацией (Как лучше разговаривать? За что хвалить? Как распределять обязанности? и т.д. и т.п.). Само собой разумеется, говорить с родителем надо на ясном понятном языке, без обилия мудреных терминов и схем. Все остальное, что вам надо знать об этом виде работы, вы найдете в библиотеке. Назову наиболее удачную книгу, которая рассказывает об этом виде консультирования – Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс «Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей» (1990).
Хорошо работают психотехники, разработанные в поведенческой психологии. Вспоминаю забавный случай, который произошел у меня во время консультирования одной мамы, обратившейся с тем, что на нашем профессиональном языке именуется «проблемой детско-родительских отношений. А если попроще, – в течение сорока минут она вываливала поток жалоб на свою единственную восьмилетнюю дочь. Если поверить хотя бы одной десятой из того, что сказала мама, то в ее семье явно подрастал какой-то монстр. Ну, послушала я маму по всем правилам.
Посочувствовала ей. А потом дала домашнее задание по «сбору информации к размышлению и дальнейшей работе». Я попросила ее разделить лист бумаги пополам и самым дотошным образом отмечать в нем, когда, за что и как она «погладила» или «отругала» (сделала замечание) девочке. Именно так: на одной стороне – «+», на другой «–». Неделю мама не выдержала, – позвонила на третий день. Ее первыми словами были: «Господи, у меня отличная дочь! Если бы со мной так, – я бы взбунтовалась! Как она только все это терпит?!». Оказалось, что за день она сделала девочке 47 замечаний (по всяким поводам и без повода) и лишь три раза похвалила ее. Дальнейшего консультирования не понадобилось. А вот тренинг детско-родительских отношений мама посетила. И с большой пользой.
А вот при консультировании, направленном на реконструкцию отношений в семье, – очень помогают игра, психодрама и ролевое моделирование. Особенно, если работать приходится с родителями, которые «любят поговорить» и буквально «тонут в потоке слов». Эти приемы, с одной стороны, включают взрослых в реальные действия, позволяют побывать в разных ролях: не только в своей собственной), но и своего ребенка. А с другой – дает возможность мысленно выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны, более адекватно оценить свое поведение, увидеть наряду со своими собственными переживаниями и переживания другого человека, и ситуацию в целом, а значит – учатся управлять своим поведением.
Можно использовать некоторые системные технологии, которые во-первых, предполагают работу с семьей в целом, а во-вторых применяемая здесь техника преобразования семейной ситуации основана на эффектах непрямого, опосредованного воздействия. Об одной из первых таких (не «заемных», а собственно российских!) методик мне рассказала ее автор – самарский психолог Ольга Шапатина (В прошлом году О.В. Шапатина защитила кандидатскую диссертацию «Согласование родительских позиций как условие развития ребенка».
Осухова Н.Г. Скорее пламя, чем кристалл: советы семейного консультанта. //Школьный психолог, 2003. – № 8.
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Когда лучше делать домашние уроки?
- Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений
- 3.3.3. Память
- Техника «Взрыв» (при навязчивостях)
- Родословное древо
- Управляемое восприятие («Посмотри на себя глазами, полными любви»)
- 6.4. Изготовление кукол
- Психологическое консультирование и просвещение
(Психологическая служба в детском дошкольном заведении) - Методические особенности психологической работы со сказками
- Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку