Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, которые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах собственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тренинговых группах или группах личностного роста должна проходить по-разному.
Группы, работающие полностью по методу сказкотерапии
Группа сказкотерапии — это группа, которая уже к моменту начала работы ориентирована на сказки, работу со сказочными сюжетами; мотивацией такой группы часто является интересное врямяпровождение. Такая мотивация до некоторой степени благоприятна, она обеспечивает психологу-сказкотерапевту «кредит доверия», позволяющий ему некоторое время предлагать и сами сказки, и способы работы с ними, и виды анализа. Однако, задачи, которые ставит перед собой психолог, не вполне совпадают с задачами, осознающимися группой, и это вносит в работу некоторые сложности.
Задачи, которые ставит перед собой психолог, диктуют в первую очередь выбор сказок. В ситуации, когда проблемы участников группы не известны психологу, желательно начинать с тех сказок, которые либо содержат в себе несколько проблем, либо работают как прожективные. Для того чтобы не утратить «сказочного» настроя группы, «разогрев» стоит запланировать легкий, как можно более увлекательный, не требующий интеллектуальных усилий. Для этого можно предложить, например, игры «Лишний стул» или «Волшебная палочка» (см. раздел «Игры»). Чтобы не быть голословной, предложу возможную схему сказкотерапевтического тренинга личностного роста для подростковой группы (15-17 лет) из четырех занятий. (Любая схема достаточно условна, необходимо откликаться на потребности и особенности группы.)
План сказкотерапевтического тренинга личностного роста для подростков
Первое занятие
1. «Разогревающая» игра
Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например:
Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.
Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей.
Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей.
Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы:
Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случаются не только в сказке.
Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь.
Психолог не делает попытки занять место, если хочет показать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, уступающая позицию ведущего, например:
Меняются местами те, у кого есть чувство юмора.
Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой компании.
Продолжая игру, психолог старается определить интересы участников группы и их особенности по предлагаемым фразам.
2. Правила сказочной жизни
Когда игра начинает надоедать группе (это происходит обычно минут через 10), психолог берет стул и предлагает группе продолжить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они вырабатываются примерно также, как правила любой психотерапевтической группы, и включают, как правило, требования
конфиденциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу. При формулировке правил психолог ненавязчиво заботится о том, чтобы правила приобрели подходящую для сказочного настроения форму. Например, «Тайна сказочной жизни» — правило неразглашения событий и их обсуждения в группе. Правила могут быть записаны и «обыграны»: спрятаны как групповое сокровище, произнесены как клятва и т. п.
3. Пропуск в сказку
Выработка правил служит для группы основанием для получения пропуска в сказку. В качестве пропуска могут выступать какие-либо подготовленные заранее предметы для каждого участника, либо общий предмет, например указатель направления, который может поворачиваться в зависимости от задачи и указывать на книгу, на рисунок, на какого-либо члена группы, или на выход из помещения. Управление указателем возлагается на группу, что помогает психологу отслеживать ее настроение.
4. Знакомство со сказкой
Читается «Сказка о Принце». Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, при которых психолог спрашивает:
Как вы думаете, что сделал Принц?
И что же Принц увидел ?
Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же сказала Элизабет?, что помогает сохранить интерес до следующей встречи, несмотря на то, что сказка закончена.
Работа с психотерапевтическими сказками в группах
5. Завершающий ритуал
Ритуал, завершающий занятие, может быть любым, но он должен неукоснительно соблюдаться. Это может быть ритуал, связанный с указателем направления, волшебной палочкой, воображаемым советчиком и т. п. Нежелательно просто объявлять об окончании времени, хотя и использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может оказаться неприемлемым для данного возраста.
Второе занятие
1. «Разогрев»
Для «разогрева» необходима короткая игра, так как группа заинтересована в обсуждении закончившейся вопросом сказки. Можно провести игру «Звездочки» (см. раздел «Игры»). Краткое резюме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: «Иногда очень трудно понять каков ты сам и как найти человека, который должен быть с тобой. Если помните, именно так случилось с Принцем — героем нашей сказки».
2. Анализ сказки
Возможные вопросы, которые могут быть заданы в процессе обсуждения:
Почему Принц ушел из дома ?
Как относились к нему близкие?
Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?
Что дало Принцу «ведение сердец» ?
Стал ли Принц взрослым ? Когда ?
Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже ?
Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки ?
Почему Принц не смог приобрести друзей по дороге в город Амо-Рель?
Что же сказала Элизабет ?
Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а заинтересованно выслушивались и развивались.
3. Знакомство со следующей сказкой
Так как последний вопрос затрагивает сюжет «Сказки Элизабет», то обсуждение заканчивается чтением этой сказки. Чтение можно поручить тому члену группы, который внес наименьший вклад в обсуждение, причем желательно, чтобы эту сказку читала девушка, а не юноша. Так как два обсуждения подряд по одной и той же схеме не желательны, то вместо вопросов может быть предложена иллюстрация к сказке. Высказывания членов группы об этой иллюстрации помогают выявить смысл сказки.
4. Развитие сюжета
Для того чтобы выяснить интерес группы к той или иной сюжетной линии сказок и определить желательное направление дальнейших занятий, можно предложить участникам тренинга пофантазировать, что будет дальше с героями сказки: с Артемием, Элизабет, братьями Артемия, с их родителями. В зависимости от этого определяется направление дальнейшей работы. Другими способами для выбора направления может быть предложение выбрать следующую сказку из предложенного перечня или определить список героев сказки, в которую группа хотела бы поиграть. (В данном варианте сценария группой выбрана «История о принце, который носил маску».)
5. Игра «Запретный плод»
После выбора сказки для «постановки спектакля» участникам группы предлагается игра, позволяющая, как объявляет психолог, оценить их актерские способности. Задача, которую реально ставит перед собой психолог, — другая: в этот момент тренинга игра «Запретный плод» должна поставить проблему осмысления своего отношения к нормам и запретам, что необходимо для серьезного отношения к сказке. (Описание игры — в разделе «Игры».) Поскольку группе не ставится задача нравственного подхода к ситуации, обсуждение не должно затрагивать вопросов о том, кто как поступил и почему. Желательно выйти на уровень разговора о запретах и предписаниях вообще, о том, как можно к ним относиться. Психолог объявляет, что в сказке, выбранной для спектакля, одна из проблем — это проблема отношения к тому, что «принято» и что «не принято» в данном королевстве.
6. Распределение ролей и определение правил постановки
Выбираются «актеры» на роли со словами: Людовика, Леоноры, короля, стражников. Объявляется, что участниками спектакля являются все, и распределяются роли: масок, сестры принцессы Леоноры, стен замка, бассейна, палача, времени, различных предметов. Текст сказки выдается актерам, которые будут играть роли со словами. Остальным актерам, сообщается, что они должны будут импровизированно высказываться от имени своих персонажей, когда «режиссер» предоставит им слово.
7. Завершающий ритуал
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Третье занятие
1. Постановка спектакля по сказке
«История о принце, который носил маску» разыгрывается как спектакль по правилам, описанным выше. Для того чтобы смысл сказки стал ясен для группы, ведущий должен давать слово и второстепенным персонажам для кратких монологов. С этого, фактически, начинается процесс анализа сказки.
2. Обсуждение спектакля
Каждый участник группы может высказываться, единственная просьба — называть то, что данный участник считает основной темой данной постановки. Это могут быть такие трактовки основной темы сказки, как взаимопонимание, открытость, любовь, подчинение общественным нормам и правилам, стремление обрести свое лицо и т. д. Те темы, которые участники группы называют чаще всего, могут служить ориентиром для психолога при выборе дальнейшего направления занятий.
3. Конструирование сказки
Группе предлагается поиграть в конструирование сказки. Каждый получает бумагу, карандаши или краски и задание нарисовать любой предмет или любой сказочный персонаж. (Если кто-либо из группы отрицательно относится к рисованию, он может вырезать предметы или персонажи из иллюстрированных журналов.) Ведущий готовит пространство для «сказочного мира»: большой лист бумаги с фоном — небом, зеленой травой, солнцем и т.п. На этом пространстве все участники размещают свои иллюстрации, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж.
4. Обсуждение структуры сказки
После того как группа сконструировала сказку, психолог предлагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшебства в сказке, о том, чем сказка отличается от жизни. Если участники затрудняются в обсуждении этой проблемы, ведущий читает сказку «Принцесса и фея бабочек» и предлагает группе сказать, что в этой сказке фантастично, а что реально. Следующий вопрос группе: кто мог бы, кроме феи, выполнить ее миссию по отношению к принцессе Марианне. Психолог может спросить, хотели бы участники группы попасть в такую ситуацию, где возможно исполнение некоторых желаний, и обещает, что на следующем занятии создаст для этого условия.
5. Ознакомление со следующей сказкой
Для последнего, четвертого занятия все участники группы получают текст сказки «Принцесса, которая плохо училась», причем он дается не до конца, обрываясь на месте, отмеченном ***. Задание участникам — ознакомиться с текстом сказки и подумать о ее возможном продолжении.
6. Завершающий ритуал
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Четвертое занятие
1. Игра «Магазин ценностей»
Игра проводится после напоминания о том, что есть некоторая процедура, ведущая к исполнению желаний. Основная цель данной игры в контексте описываемого тренинга — осознание собственных проблем и собственных особенностей. (Описание игры — в разделе «Игры».)
2. Обсуждение вариантов продолжения сказки
После окончания игры группа возвращается к тексту сказки «Принцесса, которая плохо училась». Участники предлагают различные варианты продолжения, при обсуждении не отвергается ни один из них. Затем психолог читает тот вариант, который имеется в сказке, не утверждая, что он единственно возможный.
3. Обсуждение проблемы смысла жизни
Психолог советует не анализировать сказку, а обсудить проблему принцессы Алевтины. Предложение может быть, например, таким: «Нам нужно подумать, что можно посоветовать принцессе Алевтине, если кто-нибудь из нар ее встретит».
4. Игра «Клубочек»
После обсуждения сказки психолог дает группе клубок какого-нибудь яркого, красивого шнура, который участники группы перебрасывают друг другу, стоя в круге. (Каждый оставляет кусочек шнура у себя, клубок разматывается по мере движения от участника к участнику.) Получившийся узор трактуется как связи в группе, возникшие за время жизни в сказке, и как карта пройденных сказочных дорог. Узор помещается на стену как групповая память о пройденном вместе пути.
5. Ритуал прощания
Ведущий занятия прощается со сказочной страной и с группой. Его заключительные слова обращают внимание участников группы на следы, оставленные в сказочной стране, и на то, что они сами несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека — иногда сразу, иногда постепенно.
С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Уж замуж невтерпеж
- С друзьями о родителях
- 4.3. Карты контроля
- Противопоказания к проведению холдинг-терапии
- Мой не хуже других
- Как помогать пережившим травму
- Психодрама
- Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога
- Способы регуляции психических состояний
- Признаки насилия у взрослых