Чрезвычайно эффективна эпистолярная психотерапия – письма к пациенту. Написанное убеждает и внушает сильнее, чем сказанное. В письме, особенно написанном от руки, – символика и некая магия. Письмо читают, уединившись, и оно воздействует как внушение в состоянии аутогенной релаксации. Более того, оно способно воздействовать и на уровне внушения в гипнотическом состоянии. Адресат сам выбирает время его прочтения и темп его восприятия. Письмо читают неспешно, на чем-то задерживаясь, к чему-то вновь и вновь возвращаясь, его берут с собой в дорогу, хранят и перечитывают. Наставления юному в письмах к нему практиковались веками. Знамениты письма Сенеки к Луцилию, письма-наставления Жан-Жака Руссо и Мишеля Монтеня.
Пятнадцатилетнему следует писать серьезно, не упрощая мысль и не адаптируя текст. Ничто так не оскорбляет подростка, как недоверие к его интеллекту. Он скорее простит усложненное, чем упрощенное обращение к нему. Серьезное и мудрое письмо он возьмет с собой и в свое будущее, перечитывая его и в 25-35 лет.
Итак, письма пациенту.
Письмо подростку, страдающему неврозом
Добрый день, мой юный друг! Ты спрашиваешь меня, как преодолеть невроз. У невроза есть свои корни – причины его возникновения. И невроз, как сорную траву, рвут с корнями. Корни невроза: неуверенность в себе, эгоизм и самообман.
Неуверенность в себе – большая беда. Она парализует юного, полного сил в период, когда человек формируется как личность и решается судьба. Она порождает психическую импотенцию. Потенция – это сила, способность достичь желаемого. Импотенция – бессилие, неспособность к чему-то. Неуверенность в себе – тотальная (ко всему!) импотенция. Неуверенный проигрывает еще не начатый бой, поскольку не верит, что способен победить. У неуверенного уведут любимую девушку, отнимут интересную работу, лишат его желанного, по праву принадлежащего ему.
Неуверенность порождает нерешительность, пессимизм, тоску и депрессию. Неуверенный смотрит на мир через темные очки. Он не доверяет себе, опасается других и испытывает страх перед жизнью. Неуверенный – изначально неудачник, и судьба его искалечена. Из неуверенности в себе вытекает невроз, неуверенность сама по себе болезнь, и болезнь тяжелая, но, к счастью, излечимая.
Неуверенность порождает страх, страх усиливает неуверенность, и это – порочный круг. Испытывающий неуверенность в себе и страх неизбежно теряет достоинство. Страх, как ржавчина, разъедает чувство достоинства. Но без чувства достоинства нет личности, и потерять чувство достоинства – значит потерять самого себя.
Неуверенность в себе чаще всего порождается умственной и физической недостаточностью, неумением, неловкостью и т.д. Иными словами, неуверенность естественна у слабого. Однако возможны случаи, когда мучительно не уверен в себе и умный, сильный, ловкий, знающий и умелый. Такое случается при очень тяжелом детстве, когда ребенка унижали, запугали и психологически сломали, когда человек вынес из детства «комплекс гадкого утенка».
Что же касается эгоизма, то у слабого человека он – естествен, так как слабому приходится больше заботиться о самосохранении. Однако всему должна быть мера. И если слабый безмерно эгоистичен, он приспосабливается к жизни недостойно: слезами, нытьем, демонстрацией своей слабости и своих болезней, гневной требовательностью и упреками, принуждая родных и близких брать на себя все его трудности и проблемы, служить ему.
Слабые часто прибегают к самообману, когда человек оценивает свои и чужие возможности, психические и физические качества, информацию, реальность только с выгодой для себя, отметая все неприятное, а с этим правду о себе и о происходящем вокруг. И слабый в таком случае считает себя умным и сильным, а окружающих глупыми и слабыми, неприятную для себя правду – ложью, приятную ложь – правдой. Находящийся в плену самообмана напоминает пьяного хвастуна, которому море по колено, и того управляющего имением, который сообщает маркизе, что все сгорело дотла, но в остальном – «все хорошо, все хорошо».
Естественно, никто не хочет признавать себя слабым, побежденным, неудачником, никто не хочет признавать ущемленность своего чувства достоинства, однако при этом один вдет по пути самосовершенствования, неутомимо укрепляет свои умственные и физические силы, отважно борется и отстаивает свое чувство достоинства, а другой обманывает сам себя: «Я молодец, я умный и сильный, но мне не везет, я болен, я смертельно устал и поэтому временно отступил, уступил в чем-то более везучим и здоровым».
Таковы корни невроза. И избавление от него – преодоление неуверенности в себе и эгоизма, эгоизма слабого человека, преодоление самообмана. А путь к этому один – сделать все возможное и невозможное, чтобы максимально развить свой ум, способность ориентироваться в себе самом, в людях, в ситуациях и обстоятельствах своей жизни, научиться предвидеть ход событий, чтобы упреждать неприятное и способствовать приятному, предвидеть последствия своих поступков, чтобы не попасть в беду, максимально развить способность защитить себя и свое человеческое достоинство. От умной головы, от крепких и умелых рук, от удач и побед – уверенность в себе и истинное, а не ложное чувство достоинства, и тогда невроз исчезнет как наваждение.
Помни, сколько бы ты ни говорил себе: «Я сильный, я сильный, я сильный…» – сильнее от этого не станешь. И только действительно став сильным, ты ощутишь свою силу. Но достигается это волей, трудом и великим терпением, подобно тому как шаг за шагом, год за годом, от победы к победе шахматист набирает гроссмейстерские баллы. Сотвори себя, соверши сей подвиг, и от слабости, от невроза ты придешь к уверенности в себе, к уважению со стороны других, к истинному чувству достоинства.
Ну а умный, сильный, ловкий, если он не уверен в себе и страдает неврозом, если он не верит сам себе, даже глядя в зеркало, если он красив, а считает себя уродом, должен посетить психотерапевта, а уж тот, как опытный кормчий, поведет его к исцелению, рассеет наваждение Лебедя, считающего себя «гадким утенком». Впрочем, умный и знающий человек способен и сам уйти от невроза. И тогда – доброго пути!
Письмо подростку, страдающему психосоматическим заболеванием
Добрый день, мой юный друг! У тебя обнаружили язву желудка, и врач, сказав, что это – психосоматическое заболевание (заболевание, вызванное длительными и тягостными переживаниями), направил тебя к психотерапевту. Ты спрашиваешь, как избавиться от этого заболевания. От психосоматического заболевания, как и от всех прочих, избавляются, устранив его причины. Основные причины психосоматических заболеваний – завышенные притязания, когда желают большего, чем могут достичь, а также зависть, неуемные страсти и фанатизм. И древневосточные врачи полагали, что все это – плоды невежества и омраченности.
О завышенных притязаниях мы говорим тогда, когда «хочу!» превышает «могу». Кто-то, имея посредственные способности, хочет учиться только на «отлично» и истязает себя в погоне за золотой медалью; кто-то, слабый во всех отношениях, не лидер по призванию, страстно добивается лидерства; кто-то стремится стать хирургом, летчиком, актером или писателем, поэтом, музыкантом, художником, не имея к тому данных (способностей).
Реальность же такова, что рождаются высокоодаренные и малоодаренные, сильные, выносливые и слабые, высокие ростом и малорослые, красивые и не очень, удачливые – Счастливцевы – и неудачливые – Несчастливцевы, когда детство одного падает на благоприятные годы, а другого – на годы войны, послевоенной разрухи, на годы революций и когда один по происхождению – принц, а другой – нищий, как в известной повести Марка Твена.
Оценивая свои возможности, способности, выбирая цели, формируя притязания, нужно быть объективным, самокритичным и мужественным. Жизненные цели, как и профессию, выбирают индивидуально, по себе, а не за компанию. И тот, кто выбрал верно, в согласии со своей натурой, со своими способностями, возможностями и склонностями, будет счастлив и здоров. Тому же, кто ошибся и сел не в свои сани, кто переоценил свои возможности, уготован путь бесплодной борьбы со своей натурой и судьбой, путь зависти, неуемных страстей, огорчений, неудач и угрюмого переживания неудовлетворенности. Естественно, в этом случае психосоматическое заболевание неизбежно.
Теперь о зависти. Зависть может быть стимулом к самосовершенствованию, может быть незлобивой, и тогда ее называют белой завистью. Но она может быть и черной, агрессивной, и тогда, как и страх, она рождает гадов в душе. И первого гада зовут Злоба, второго – Тоска, третьего – Пессимизм, а четвертого – Презрение к себе (вспомним Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Они, эти гады, подобно глистам, живут в самом человеке и сосут соки того, кто их породил. Черная зависть бесплодна, от нее тупеют, замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества. Такая зависть сама по себе – хроническая болезнь. От нее чахнут, как от туберкулеза, озлобляются на свою судьбу, на самого Бога и пожинают неудачливость.
Неуемные страсти выжигают человека изнутри. Они самоубийственны, поскольку замешаны на омраченности, безмерных эмоциях, всегда превышают возможности организма. Неуемные страсти – это все, что без меры: любовь и ненависть, жажда запредельного, яростная бескомпромиссность, лютая борьба за заведомо недостижимое, заведомо проигрышное или борьба с заведомо непобедимым. Это как раз те случаи, когда стену пытаются прошибить лбом. Неуемные страсти – это всегда беспощадная борьба с самим собой, со своим естеством, когда не считаются с силами и возможностями организма, со своим темпераментом, призванием, когда сжигают себя из тщеславия или в неуемной погоне за удовольствиями.
Фанатизм, как и зависть, может быть «белым». Так, например, «белый» фанатизм был присущ Микеланджело Буонарротги. И гений, осознавая свою безмерную ответственность, трудился до изнеможения. Но это – гений. Во всех других случаях фанатизм бесплоден, ведет в никуда, изматывает и иссушает, и его последствия – та же озлобленность неудачника. Фанатизм приносит горе самому человеку и окружающим. Фанатичный слеп, он – разрушитель. История человечества пестрит горестными страницами о фанатиках в политике, вере, идеологии, принесших горе и беды целым народам.
Терпимо, если подросток – фанатик-болельщик спорта, рок-музыки, фанатичен в своих увлечениях и симпатиях, но продолжает учиться, постигать и своим поведение мне отравляет жизнь родителям и другим людям. Беда, если подросток фанатично, отметая предупреждения умудренных жизнью людей, устремляется к чему-то или к кому-то, не считаясь со своими силами, и надрывается на этом пути. И один слепнет, но читает, другой из-за фанатичного увлечения музыкой, коллекционированием, биологией, историей, компьютерами, мелким бизнесом не отдыхает, не выезжает за город, грубо нарушает режим и ведет губительный для здоровья образ жизни. Фанатизм – избыточность в чем-то одном и, естественно, недостаток в чем-то другом, а это – болезнь. И фанатичный подросток склонен именно к такому раскладу своих увлечений, сил, времени.
Итак, если хочешь быть здоровым, познай самого себя. Определи, кто ты по натуре, каково твое предназначенье. Помни, что, к примеру, врачом, педагогом, судьей, строителем, воином, бизнесменом в известной мере рождаются, т.е. имеют предрасположенность и специфические способности к тому или иному виду деятельности. И кто попал в свое, природою предназначенное, нашел свой путь, тот нашел и свою судьбу. Он счастлив и здоров. Живущий же чужой жизнью, вставший на дорогу чужой судьбы, неудачлив и болен.
Об одном морском враче говорили, что больше всего на свете он не любил моря и больных. Естественно, его жизнь превратилась в сплошную муку, естественно – он был несчастнейший из людей, естественно – он болел сам.
Притязания (то, чего я хочу) – родные сестры самооценки. Как и самооценка, они не должны быть завышены или занижены. В идеале они должны опережать сегодняшние возможности человека, стимулируя его развитие. Иными словами, притязания должны быть такими, чтобы дотянуться до них было непросто, чтобы от напряжения хрустел позвоночник. Хрустел, но не сломался! И в этом чувстве меры великая мудрость и залог здоровья. На притязаниях должен лежать отсвет дерзания и отваги, но и трезвого расчета, предвидения и самокритичности. Притязания чрезвычайно точно характеризуют личность. Скажи мне, каковы твои притязания, и я скажу, кто ты. В притязаниях раскрываются ценности, к которым человек стремится. Перед царем стояли двое юношей. Каждый из них утверждал, что именно он является пропавшим в раннем детстве сыном царя. Для того чтобы выяснить, кто же из них царевич, их подвергли испытанию. Им было предложено выбрать один из двух ларцов. В одном хранились символы славы, в другом – богатства. Истинный царевич выбрал славу. Так и с притязаниями. Притязания одного – модная одежда, другого – карьера, материальные блага, третьего – творчество. А за притязаниями – судьба, и «по что пошел, то и нашел». Для нас с тобой, мой юный друг, в проблеме психосоматических заболеваний важно то, что завышенные или «не свои», а еще хуже – омраченные притязания ведут к болезни. Кто-то, чтобы модно одеваться, ворует и трясется от страха, боясь плачевного конца. Трясущийся же от страха непременно будет болеть. Кто-то истязает себя ради карьеры (в школе нервничает из-за отметок, из-за «не того места» в классе и т.п.) и, естественно, также будет болеть.
Выбрав топорище по руке, найдя свой путь и достойные тебя притязания, цели, иди по этому пути, не завидуя другим. Не завидуй имеющим лучшие, чем у тебя, природные данные. Не завидуй Удачливым, тем, кому блага достаются легко, падая как манна с неба. Смеется тот, кто смеется последним. Высокие врожденные способности нередко располагают к лености, и одаренные, поскольку все дается им легко, часто не трудолюбивы. Удачливые, как правило, теряют бдительность и рано или поздно терпят сокрушительную неудачу, к которой они не готовы. Достигнутое трудно всегда ценится больше, а доставшееся легко часто проматывают. Недаром народная мудрость гласит: за одного битого двух небитых дают.
Неуемные страсти характерны для юности, когда кажется, что силам нет предела, когда забывают о чувстве меры. И психосоматическое заболевание – предупреждение, просьба организма о пощаде, напоминание умному: остановись, задумайся, измени путь, по которому ты идешь к болезни или уже пришел к ней, остуди горячую голову! Ведь, как правило, дальше уходит тот, кто идет размеренно и без нужды не горячит коня.
Не унывай в беде: не огорчайся при неудаче до такой степени, что возникает язва желудка; не бойся, ибо страх – вторая беда, страх парализует, принося новые поражения и неудачи, страх грызет сердце и почки; иди прямыми путями, чтобы не запутать самого себя и не заблудиться в жизни, чтобы не испытывать нестерпимой досады за собственную глупость, чувства вины перед родителями и мучительной неудовлетворенности – всего того, что неизбежно ведет к психосоматическим заболеваниям.
Письмо подростку с отклоняющимся поведением
Добрый день, мой юный друг! Ко мне обратилась за помощью твоя мать, заявив, что от тебя стонут учителя, хотя ты умен и не обделен способностями, и что твое поведение безмерно огорчает ее. Нет желания учиться, а есть желание бездумно проводить время в компаниях «веселых» мальчиков и девочек, не обременяющих себя учебой, в компаниях «торопыг», уже курящих, уже пьющих, уже знающих и попробовавших «все», уже – «взрослых».
Беседуя с подростками, я нередко сталкиваюсь с позицией мотылька-однодневки, когда живут одним сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, полагая, что после двадцати лет уже старость. Между тем именно после двадцати к человеку приходят зрелость, истинная любовь, счастье, наступает расцвет личности. Интересуясь возрастом, в котором приходят великие озарения, свершения, открытия, я изучил сотни биографий великих людей.
Физики достигали вершин в творчестве в 25-35 лет («золотое десятилетие физиков»); биологи, ботаники, физиологи и врачи достигали необходимой зрелости мышления, приобретали жизненный и профессиональный опыт к 40 годам, а великие свершения приходили к ним в 25–35 лет; возраст славы творцов музыки – 30-35 лет. Очевидно, только к этому возрасту приходит необходимая для их творчества глубина и зрелость чувств, глубина философского осмысления жизни, позволяющие превратить великие возможности и замыслы в великие достижения. Известные путешественники, как правило, совершали свой подвиг в 30–45 лет, а писатели, драматурги и поэты приходили к своим книгам и в 20, и в 50 лет. Шахматисты становились чемпионами мира в 20-25 и в 30-40 лет.
Первая творческая вершина достигается обычно «в возрасте Христа» – в 30-35 лет. Причины феноменальной емкости этого года жизни как будто ясны: середина жизни, ее полдень, когда восприятие, суждения еще свежи, но уже и самостоятельны, когда на проблему смотрят глазами и дерзкой юности, и критической зрелости, когда достигается «возраст отца».
Томас Манн, определяя возраст выхода своего героя на сцену событий, в романе «Иосиф и его братья» пишет: «…в тридцать лет мы выходим из пустыни и мрака подготовительного периода в деятельную жизнь; это время, когда выявляются задатки, время свершения».
Второй творческой вершиной является возраст 40-45 лет. Именно в этом возрасте Планк вывел «формулу Планка» (закон излучения на основе гипотезы квантовой энергии) и ввел «постоянную Планка», Де Костер завершил «Легенду об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке». Дюма-отец – «Трех мушкетеров и «Графа Монте-Кристо», Сент-Экзюпери – «Маленького принца», Бомарше в этом возрасте пишет «Севильского цирюльника», Данте начинает бессмертную «Божественную комедию», Шекспир – «Короля Лира», Лавуазье открывает химический состав воды и разлагает ее на кислород и водород, Томсон доказывает наличие в атоме электрона, Фарадей открывает явления электромагнитной индукции и закон электролиза (законы Фарадея), Ферми осуществляет управляемую цепную ядерную реакцию, Эйлер вводит аналитическую геометрию, Мендель закладывает основы генетики. В возрасте 44 лет заканчивает «Канон врачебной науки» Авиценна.
Однако плодотворен и возраст 58 лет – 61 год с возрастным пиком в 61 год, когда Дефо опубликовал «Робинзона Крузо», Свифт – «Путешествие Гулливера», Достоевский – «Братьев Карамазовых», Шоу – «Пигмалиона». В этом возрасте Гюйгенс издает «Трактат о свете», где излагает основы волновой теории света, Лагранж находит формулу, носящую его имя, и открывает метод исчисления Лагранжа, Циолковский предлагает идею составных ракет, а Пастер – вакцину против оспы.
Но и это еще не конец, не последний взлет, не упавший флажок отпущенного судьбой времени. Лебединые песни поются и в более почтенном возрасте. Творческое долголетие не знает иного предела, кроме конца жизни. Только смерть обрывает труд великих, только она ставит последнюю точку.
В 69 лет Шарль Перро издает «Сказки моей матушки Гусыни» («Красная Шапочка», «Золушка» и др.). Гете начинает «Фауста» в 24 года–26 лет, но не успевает его закончить и в 84 года. Рабле, издав первую книгу – «Пантагрюэль» – в 38 лет, трудится над всем циклом «Гаргантюа и Пантагрюэль» до самой кончины. Лафонтен пишет свои знаменитые басни с 45 лет и до глубокой старости. Великий Данте начинает «Божественную комедию» в 42 года и продолжает трудиться над ней до последнего часа. Лоренц, создатель электронной теории, начинает работу над ней в 25 лет, формулирует основные ее положения в 39 лет и завершает труд монографией «Теория электронов» в 56 лет. Только в 55 лет начинает писать «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» Сервантес. Лаплас находит причины ускорения в движении луны в 38 лет, гипотезу Лапласа предлагает в 47 лет, открывает закон Лапласа в 57 лет, решает теорему Лапласа в 63 года, издает классический труд «Трактат о небесной механике» в пяти томах в возрасте 49-76 лет. Фарадей начал работы, ведущие к открытию электромагнитной индукции, в 29 лет, совершил открытия – в 39, нашел законы электролиза (законы Фарадея) в 41 год – 45 лет, установил вращение плоскости поляризации света в магнитном поле в 53 года.
На этом длинном пути нередко проявляются два цикла – назовем условно это явление «феноменом двух вершин». Первый пик Шекспира – 28-30 лет: «Ричард III», «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта»; второй пик – 37 лет – 42 года, когда создается «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»; Диккенс пишет в 25-26 лет «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», а в 37-45 – «Давида Копперфильда», «Тяжелые времена». Моцарт, чье дарование – хрестоматийный образец врожденного таланта, писал симфонии в 8-9 лет, но «Свадьбу Фигаро», «Дон Жуана», «Волшебную флейту» и «Реквием» создал в возрасте от 30 до 35 лет. Однако гений безвременно ушел из жизни, возможно, так и не создав своего лучшего произведения. Все великие композиторы, которым довелось перешагнуть рубеж своего пятидесятилетия, имели как минимум два творческих взлета и последний – как раз в осенне-зимние годы жизни. Слабело тело, но не душевные силы. Ранимые, обостренно предчувствовавшие надвигающуюся старость и неотвратимость неизбежного, вобравшие в себя целую жизнь и ничего не потерявшие из пережитого, они создавали в эти последние годы свои шедевры. В период, когда в музыке для них не оставалось тайн и не было невозможного, приходила та особая мудрость старейшины, что превращает отца собственных детей в отца всего рода, племени. И они, реализуя генетическую потребность наставить входящих в жизнь, ответить на вопросы юного Гамлета, в последних творческих озарениях мучительно искали истину.
В 36 лет Чайковский создает «Лебединое озеро», и мы вправе полагать, что он вписал свое имя во все энциклопедии мира в период от 35 до 40 лет. Однако «Пиковая дама», «Патетическая симфония», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» написаны им как раз в последнее пятилетие жизни – от 48 до 53 лет. Бетховен занял исключительное место в музыке в возрасте от 30 до 35 лет («Аппассионата», Третья, «Героическая», симфония, увертюра к «Эгмонту» и др.), но Девятую симфонию он создает опять-таки в последнее пятилетие своей жизни, в 54 года. Вспомним также чудо великого маэстро Верди, написавшего свои шедевры в возрасте 35-40 лет, «Аиду» – в 58 лет, а пронизанного философскими раздумьями о человеческих страстях и страданиях «Отелло» – в 74 года.
Почему же, мой юный друг, я уделил так много места в этом письме рассказу о возрасте великих свершений? Да потому, что юные должны помнить: у юности все впереди. Конечно, не каждому суждены великие свершения, но достижения – и, возможно, большие – будут у каждого, кто не потеряет, не проспит, не промотает великий возраст обучаемости, талантливый у всех, – возраст с 14 до 20 лет! Я хочу, чтобы ты понял: прекрасна юность, но прекрасна и зрелость, а весна – преддверие лета, за которым следует золотая осень. И пока ты не знаешь, кем можешь стать. Глядя на стоящего передо мной ребенка, я часто думаю, что в будущем он может стать великим.
Молодым врачом мне по долгу службы доводилось часто бывать в морге при тюрьме и видеть там умерших в молодости, умерших нелепо, трагически. Древневосточные врачи по строению головы, лица безошибочно определяли врожденные данные человека, определяли, на что он может рассчитывать в жизни. Я знал древневосточную физиогномистику и видел, что многие из этих несчастных имели прекрасные данные для интересной, значительной жизни, для больших свершений, но пошли по пути порока, неистовых страстей, сами выбрали себе злую судьбу. Представим себе, что великие люди, о которых говорилось выше, пошли бы в юности по неверному пути!
Человек отличается от пчелы и муравья пониманием того, что он строит. Подумай, что строишь ты, к чему и за кем идешь Ведь неизбежно придет день подведения итогов, самооценки, день торжества или горьких сожалений. Все люди совершают в юности выбор – выбор судьбы. И когда меня спрашивают, в каком возрасте человек повернул с дороги успеха на дорогу бед и бесславия, я отвечаю: в 14-15 лет.
Мудрые родители оставляют в наследство детям не деньги, а дают им образование. Но и умные дети стремятся получить образование. Слава тому, кто победил сильных соперников. Но еще большая слава тому, кто победил самого себя, победил собственную гордыню, слабость, леность, безволие, стал лучше, умнее, сильнее, достойнее, чем был. Почему люди покоряют вершины и в лодке пересекают океан? Да потому, что есть у человека потребность испытать себя, победить в себе страх и слабость, идти вперед, бороться за заманчивые цели. Оказаться у цели по мановению волшебной палочки, не преодолев трудностей, не испытав счастья победы, – то же самое, что питаться через зонд, не ощутив вкуса пищи. Человек должен пережить путь борьбы и побед, любовь и войну, чтобы обогатить впечатлениями разум и душу. Без этого нет писателя, художника, без этого нет мудрости. И возраст 14-20 лет – возраст учебы, когда внимают умным и мудрым, когда дерзают и побеждают, формируясь как личность.
Что важнее всего для человека в его социальном развитии? Перспектива! Прапорщику 20 лет. У него офицерский мундир и, высокий оклад – выше, чем у лейтенанта. Для двадцатилетнего этого как будто достаточно, но плохо, если он и в 50 лет останется прапорщиком. Инженер в 25 лет может быть материально хуже обеспеченным, чем квалифицированный рабочий. Однако лейтенант может стать к пятидесяти годам генералом, а инженер – главным инженером, директором. У них – перспектива, а перспектива – это все! Перспективу же имеет только тот, кто не потерял, бездумно и легкомысленно, годы великой обучаемости, годы с 14 до 20 лет.
Народная мудрость гласит: кто криво сел на лошадь, тот криво и едет. Криво или прямо садятся на лошадь в 14-15 лет. Когда после долгой разлуки встречаются друзья детства, мужчины спрашивают друг друга, кто кем стал, а женщины – вышла ли замуж и есть ли дети. Но, чтобы кем-то стать, реализоваться, достойно выйти замуж и иметь право иметь детей, следует состояться как личность. Без этого ничего не добиваются и ничего не достигают. На мужа-личность имеет право лишь женщина-личность, а детей имеет право иметь зрелый, умный и образованный человек, способный воспитать их. Кстати, и дети хотят видеть своих родителей умными и образованными. И на путь, ведущий к становлению личности, человек выходит или не выходит опять-таки в 14-20 лет!
Письмо началось с того, что ко мне обратилась огорченная мать. А огорчать мать – страшный грех. Он не прощается, его нельзя отмолить. Кто огорчал мать, тому суждено страдать от мук совести до конца жизни. В14–15 лет это уже надо знать. А чтобы не огорчать мать, иди по дороге к достойному будущему, поскольку с момента рождения ребенка мать не покидает тревога за его будущее. И если идешь не по тому пути, заставляя мать испытывать все возрастающую тревогу за твое будущее, ты повинен в ее безвременной старости и нередко в безвременной кончине.
Размышляй. Представь себе, что все твои сверстники перестанут учиться и все вы войдете в мир, в котором не будет врачей, инженеров, высококвалифицированных специалистов. Жизнь рухнет, ибо не будет тепла, света и хлеба. Представь себе, что все будут недисциплинированны, и тогда врач к бабушке придет через месяц после срочного вызова или не придет вовсе, автобусы не выйдут на линию, машинисты метро уйдут со своих рабочих мест на какую-либо тусовку. Представь себе, что все начнут бить стекла в окнах и никто не будет их вставлять, что в городе окажутся разгромленными все до единого телефоны-автоматы, что у тебя украдут важное и дорогое для тебя и никто не начнет искать воров, что, выпив лимонад или пиво, бутылки будут бить прямо на асфальте. Кошмар. Вот и подумай, как смотрят труженики на бесшабашные компании, на хулиганство и воровство.
Помни: в школе, кроме знаний, приобретают полезные привычки. Не опаздывать, быть усердным в труде, ответственным – это привычки, приобретенные в школе! Продуктивнее всего человек постигает до 18 лет, постигает доброе, но и злое. Что постигаешь ты? И помни: природа создала тебя сильным не для того, чтобы ты обижал слабого, а для того, чтобы ты защитил его.
И последнее. Не гнушайся советом взрослого, мудрого и доброго человека, и тогда ты избежишь многих ошибок, не сделаешь неверного выбора, не примешь ложного решения, не совершишь поступков, которые ломают судьбу, и выйдешь на прямую дорогу, не плутая в потемках и не попадая в беду.
Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – Санкт-Петербург. АО «Сфера», 1994. –160 с.
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- 9.3. Просветительское направление
- Метод тройной диссоциации (Боpьба с фобиями с использованием HЛП)
- 7.3. Проведение праздников
- Что делать, если ребенок хочет принести в игровую комнату игрушку или еду
- 6.2. Работа с глиной
- Антистрессовая программа поведения
- Неудачи в изменении эмоций и чувств
- Техника «Путешествие в лес»
- Экзистенциальная психотерапия
- Модель консультирования людей, переживающих острую стадию кризиса личности