У большинства детей активное и яркое воображение. В голове ребенка часто роятся живые и страшные образы: призраки, домовые, фантомы и монстры. Неудивительно, что детей часто беспокоят страхи и фобии.
Как уже говорилось в предыдущей главе, для того чтобы понять истоки фобии, необходимо разобраться в том, какие субъективные образы вызывают ее. Очевидно, что ребенок, боящийся оставаться в темной комнате, не боится темноты как таковой. Страх связан с образами того, что может скрываться в этой темноте. Он может представлять себе нападение демонов, вампиров, чудовищ и других жутких персонажей. Возникновению подобных страхов часто способствуют недоброжелательные няни, плохо ориентирующиеся родители, сказки, которых лучше было бы не рассказывать, и плохо продуманные телевизионные передачи.
Одержимый страхом или фобией ребенок очень страдает. Детство – это время, когда человек объективно предоставлен на милость окружающих. Он меньше и слабее, у него не так много знаний и он зависит от взрослых. А если ко всем неопределенностям детства добавить еще и иррациональные страхи, ребенок становится просто несчастным. Хорошо тому, кто растет в атмосфере тепла, доброты и понимания. Многие утверждают, что детство – самое счастливое время в жизни человека, но такое представление явно приукрашено и романтизировано, и эту иллюзию легко развеять, если мысленно вернуться в прошлое и вспомнить, каково это на самом деле – быть ребенком. Над малышом, страдающим фобией, часто издеваются и насмехаются сверстники. Взрослые иногда не могут придумать ничего лучше, чем ««помочь» ребенку, дразня его. Не обязательно быть профессиональным психотерапевтом, чтобы самому применять методы преодоления страхов и фобий, описанные в этой главе. Образы можно использовать не только для того, чтобы справиться с существующими у ребенка страхами, но и для того, чтобы предотвращать их возникновение.
Я впервые стал широко применять образотерапию в работе с детьми в 1961 году. В то время я лечил детей, страдающих фобиями, совместно с Арнольдом Абрамовичем, сейчас работающим в южноафриканском Кейптаунском университете. Мы обнаружили, что методы десенситизации, основанные на использовании воображения и релаксации, успешно сработали лишь в нескольких случаях, тогда как многие дети, особенно помладше, не выполняли инструкций по релаксации. Сталкиваясь со все новыми и новыми случаями, мы поняли, что для большинства взрослых пациентов релаксация работала прекрасно, а вот в случаях многих детей на нее приходилось тратить слишком много времени и усилий, а результат часто оказывался нулевым. Тогда мы решили попробовать обратиться вместо релаксации к позитивным образам.
Поскольку мы в основном имели дело с детскими фобиями, нам прежде всего было интересно посмотреть, какие позитивные образы смогут «стереть» из сознания ребенка то, что его пугает. Поэтому прежде всего мы занялись образами, вызывающими эмоции, которые помогают бороться с тревогой, такие как гордость, радость, веселье, любовь, уверенность в себе и т.п. Образы, способные вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги, мы назвали эмотивными.
Использование эмотивных образов
Одним из первых пациентов, с которым мы попробовали применить эмотивные образы, стал 14-летний мальчик, очень сильно боявшийся собак. Нам никак не удавалось научить его расслабляться. Желая сделать нам приятное, он говорил, что полностью расслабился, тогда как было очевидно, что он очень нервничал. В конце концов, мы решили прибегнуть к эмотивным образам. Мальчика осторожно расспросили о том, что он любит и чего не любит, к чему он стремится и к чему относится страстно. Выяснилось, что ему безумно хотелось стать гонщиком на собственном «Альфа-Ромео». Достигнув необходимого возраста, он хотел сразу же отправиться в Индианаполис, чтобы принять участие в гонке «500». Мы решили попробовать сразиться с его фобией при помощи этого образа.
Мальчик настолько боялся собак (страх впервые проявился в возрасте примерно 11 лет), что ездил в школу окольным путем на двух автобусах, поскольку, если бы он пошел пешком напрямик, то на дороге длиной в 300 ярдов ему могла бы встретиться собака. Мы использовали эмотивный образ так: «Закрой глаза. Я хочу, чтобы ты ярко и отчетливо представил себе, что твоя мечта сбылась. У тебя теперь есть свой «Альфа-Ромео». Эта машина твоя. Она стоит на улице у твоего дома. Ты сейчас на нее смотришь. Полюбуйся ее прекрасными обтекаемыми формами. Ты хочешь прокатиться с друзьями. Садишься за руль и чувствуешь гордость от того, что ты – владелец этой потрясающей машины. Включаешь двигатель и слушаешь его чудный гул. Ты отпускаешь сцепление, и машина срывается с места… Теперь ты на открытой просторной дороге. Автомобиль идет прекрасно; спидометр показывает за девяносто миль в час. Тебя охватило восхитительное ощущение того, что ты хозяин положения. Ты смотришь на проносящиеся мимо деревья и видишь, что у одного из них стоит маленькая собачка. Если тебе стало хоть сколько-нибудь не по себе, подними палец».
Если бы он поднял палец, мы начали бы все сначала и, прежде чем снова ввести образ собаки, вызвали бы у него еще более приятные ощущения. Но поскольку он не дал сигнала тревоги, мы стали развивать образ, на этот раз предложив ему представить себе собаку намного большего размера. В следующий раз он проехал мимо лающего пса. И ни разу за это время у мальчика не возникло тревоги. Эмотивный образ был слишком приятным. Ему не стало страшно даже от такого образа: «Ты останавливаешься перекусить в кафе в маленьком городе, и вокруг машины собирается толпа, с завистью смотрящая на твой великолепный автомобиль и его счастливого владельца. Тебя распирает от гордости – и в этот момент к тебе подходит большая собака и начинает обнюхивать твои ботинки». После трех сеансов, в которых использовались эмотивные образы, мальчик сказал, что его реакция на собак существенно улучшилась. Тогда мы спросили его, может ли он перестать убегать от собак в реальности. С этим у него не возникло никакой проблемы. Через год мы снова встретились с этим мальчиком и его семьей. Все они сказали, что от его фобии не осталось и следа.
Использование эмотивных образов не только помогает избавить детей от конкретных страхов, но и оказывает положительное влияние на многие стороны личности ребенка. Часто оказывается, что у детей, преодолевших фобию, одновременно улучшается успеваемость, а также исчезают разные не очень отчетливые проявления чувства незащищенности. Это неудивительно, поскольку фобия подрывает дух ребенка в целом и снижает его уверенность в себе.
Бэтмэн и Робин сражаются со школьной фобией
Для того чтобы успешно применять эмотивные образы в работе с ребенком, необходимо выяснить, каковы его герои, кто восхищает его в телевизионных передачах, фильмах, сказках и кого он придумывает сам. Нужно внимательно исследовать, каким ребенок хотел бы видеть свое alter ego. В последнее время в работе с детьми прекрасно помогают Бэтмэн и Робин.
К примеру, родителей одного девятилетнего мальчика очень беспокоило его нежелание ходить в школу. Его проблема развивалась постепенно. У одного из его учителей были собственные психологические проблемы и склонность к садизму. И даже после того как учитель ушел из школы, мальчик все равно каждое утро испытывал страх, перед тем как отправиться на занятия. Прошло несколько недель и мальчик стал по утрам жаловаться на плохое самочувствие. Дважды его вырвало, и в целом он был чрезвычайно расстроен.
Я провел подробное диагностическое интервью с родителями и протестировал ребенка по некоторым академическим и личностным параметрам. Целью интервью и тестов было выяснить следующие моменты:
- не беспокоят ли ребенка какие-то проблемы, существующие между родителями;
- нет ли у родителей заинтересованности в том, чтобы ребенок находился дома (у некоторых детей развивается «школьная фобия» из-за того, что их родители слишком боятся за ребенка, когда он не дома!);
- нет ли у ребенка проблем с обучением, которые могут являться причиной его тревожности;
- не привязан ли ребенок к матери настолько, что у него существует не столько «школьная фобия», сколько страх разлуки с матерью (некоторые дети боятся не самой школы, а того, что они находятся вдали от мамы).
Тесты показали, что у мальчика хорошо развит интеллект; кроме того, ни в его личности, ни в его домашней обстановке не обнаружилось ничего, что указывало бы на то, что у него не «школьная фобия», а что-то другое. Исследование образов, присутствовавших в сознании ребенка, показало, что причиной страха являлись мысленные картинки, в которых его наказывали злые преподаватели. И хотя директор школы и все нынешние учителя проявляли по отношению к нему доброту и понимание, негативные образы не исчезали.
Любимыми героями мальчика были Бэтмэн и Робин – суперсыщики из книг и телепередач, которые сражались с преступниками и носили яркие костюмы. Я рассказал ему следующую историю, в которую были включены эмотивные образы:
«Представь себе, что Бэтмэн и Робин попросили тебя помочь им найти преступника. Они дали тебе специальный надевающийся на руку радиопередатчик, чтобы ты при необходимости мог с ними связаться. Никто не должен знать о том, что ты помогаешь Бэтмэну и Робину раскрыть преступление в твоей собственной школе. Бэтмэн говорит тебе: «Питер, я оставил для тебя секретное сообщение в твоем шкафчике в школьной раздевалке. Придя в школу завтра утром, сразу же подойди к нему и прочти сообщение. После этого уничтожь записку!» Ты, конечно, не можешь сказать Бэтмэну и Робину о своем страхе, поэтому, как только придешь в школу завтра утром, отправляйся прямиком к своему шкафу. Представь, как ты едешь на автобусе в школу. Всю дорогу ты думаешь только о том, что написано в записке. Автобус въезжает в школьный двор, ты выходишь и медленно идешь к своему шкафчику. Ты не торопишься, чтобы не вызвать подозрений».
На этом месте я попросил мальчика рассказать мне подробно, как все происходит. Он описал здание школы, коридор, по которому он идет, других детей. Потом он рассказал, как открывает свой шкафчик. Это необходимо было сделать, для того чтобы ребенок мог представить себе, как он приходит в школу и при этом не волнуется. Вместо страха он чувствовал любопытство, радость и возбуждение от того, что участвует в драматических событиях. Что же написано в записке? Я продолжил историю.
«Ты открываешь шкаф и видишь в нем кусочек зеленой бумаги. На нем эмблема в виде летучей мыши, и ты уже знаешь, кто прислал тебе записку. Ты кладешь ее в карман. К тебе подходят друзья и начинают говорить с тобой. При первой же возможности, когда никто не видит, ты читаешь сообщение от Бэтмэна и Робина. В нем сказано: «Мы дадим тебе сигнал по наручному радио во время первой перемены. Конец связи!» Ты идешь в класс, учитель дает задание. Ты работаешь за своей партой. Тебе интересно, что теперь попросят тебя сделать Бэтмэн и Робин. Ты продолжаешь работать. В класс входит тот злой учитель, что ушел из школы. Ты смотришь на него, но никак не можешь позволить себе расстроиться от его присутствия. Сейчас перед тобой стоят более серьезные задачи. Что ты должен будешь сделать для Бэтмэна и Робина?»
Я довольно надолго задержался на образе «злого учителя», чтобы эмоции мальчика по отношению к нему из страха могли превратиться в относительное безразличие. Когда вам известен источник страха ребенка, часто бывает полезной смена образов, окружающих этот страх. Так, я обратился к образу «злого учителя», который, как мы предположили, породил фобию, но на этот раз он был окружен совсем другими обстоятельствами. Естественно, когда Бэтмэн и Робин снова связались с Питером по наручному радио, выяснилось, что как раз «злой учитель» и был тем, кто их интересовал. Они попросили мальчика держать учителя под наблюдением. Робин сказал Питеру: «Этот человек может очень разозлиться, но ты его просто игнорируй».
В этот момент Питер, вербализуя свою подавленную агрессию, стал настаивать на том, чтобы самому закончить историю. Он сказал мне, что поможет Бэтмэну и Робину заманить учителя в ловушку, чтобы они могли схватить его и доставить в ближайшую тюрьму. В конце сеанса я спросил Питера, попробует ли он осуществить свою собственную фантазию с участием Бэтмэна и Робина на следующий день в школе. (Обратите внимание: я не спросил его, пойдет ли он в школу на следующий день. Ситуация требовала, чтобы основной упор в вопросе делался на то, как хорошо сможет Питер воплотить свою фантазию в жизнь, придя в школу). К сожалению, не всегда удается так легко справиться с проблемами, однако Питер после единственного сеанса образотерапии смог спокойно прийти в школу, и никаких трудностей с этим у него больше не возникало.
Некоторых может обеспокоить то, что эмотивные образы могут заставить ребенка углубиться в мир фантазий и уйти от реальности. Я излечил при помощи образов десятки детей и при этом не заметил никаких побочных эффектов. Мне никогда не приходилось встречаться с ребенком, который не мог бы отличить фантастические элементы эмотивных образов от реальных. А если дети и взрослые иногда прибегают к помощи фантазии, чтобы справиться с реальными трудностями, то что же в этом плохого?
Применение позитивных образов в профилактических целях
А что, если, вместо того чтобы наводнять сознание ребенка монстрами и чудовищами или занимать его воображение бессмысленными сказками, рассказывать им истории, содержащие реалистичные и полезные образы? Например, родители с хорошо развитым воображением могли бы посредством историй знакомить ребенка с простейшими психологическими реалиями. Например, можно было бы построить повествование вокруг такой важной вещи, как допустимость ошибки, и внушить ребенку мысль, что не обязательно стараться быть идеальным и промахи дозволено допускать всем. Герой такого рассказа может прийти к пониманию того, что из своих ошибок можно извлекать пользу. В ходе рассказа важно подчеркивать мысль о том, что извлечение полезных уроков из собственных просчетов – одна из лучших форм обучения в жизни человека. То, что ошибки допустимы, равно как и то, что все мы не без недостатков, – одна из психологических истин, которые полезно культивировать в сознании ребенка с самого начала. Посредством историй можно объяснить ребенку, что жизнь строится по принципу «или – или» и что большинство вещей, с которыми мы сталкиваемся, не являются «правильными» или «неправильными», «плохими» или «хорошими».
Помню, как во время консультаций в детском саду я рассказывал четырехи пятилеткам разные истории, желая показать им, как можно справляться с трудными ситуациями. Так, я придумал девочку по имени Памела. Однажды, разгуливая по большому магазину со своей мамой, она потерялась. Девочка не испугалась и не расплакалась. Она подошла к продавцу и сказала, что потерялась. Мы вместе с детьми обсудили, что еще могла бы сделать Памела. Мы говорили о том, что она стала бы делать, если бы не нашла продавца, как вести себя, если ты потерялся в супермаркете, на параде или в своем районе. Образ маленькой Памелы, решавшей все эти задачки, поддерживал детское внимание и интерес, детям хотелось продолжать игру. Они выяснили для себя, что необходимо делать в сложных ситуациях и как не поддаваться панике и страху.
Одна моя приятельница рассказала мне, что ее четырехлетняя дочь стала бояться врачей. Страх начал проявляться после того, как ей пришлось сделать несколько уколов. Я предложил своей знакомой воспользоваться эмотивными образами. Каждый вечер перед сном она стала рассказывать дочке истории про добрых докторов, которые особенно хорошо относились к маленьким девочкам и избавляли их от всех болезней. Примерно через четыре месяца девочка простудилась и ее потребовалось отвести к врачу. Она совсем не испугалась, вела себя как идеальный пациент и после сказала маме, что доктор помог ей «совсем как в тех сказках». Так удалось предотвратить развитие фобии на ранней стадии.
Основные моменты применения эмотивных образов в работе с детьми
- Попытайтесь в доброжелательной форме выяснить, насколько развиты и интенсивны страхи ребенка и каковы окружающие их обстоятельства. Чем вызван страх? Когда он проявляется в меньшей, а когда в большей степени? Попытайтесь составить список страхов по возрастающей.
- Попытайтесь выяснить, кто герои ребенка. Обычно это персонажи телепередач и фильмов, радиопрограмм, книг или порождения его собственного воображения. Вам необходим сильный и влиятельный соратник, который будет участником историй, выстроенных вокруг страха ребенка.
- Затем, в соответствии с описанием, приведенным в этой главе, вам необходимо попросить ребенка закрыть глаза и рассказать ему историю, для правдоподобия напоминающую его собственную жизнь. В эту историю следует ввести любимого героя ребенка или его alter ego. (Это может быть история, подобная той, которая была рассказана Питеру о Бэтмэне и Робине).
- Каждый раз, упоминая сцены, вызывающие страх (начинать необходимо с тех, которые вызывают у ребенка наименьшую тревогу), вводите в них любимого героя. После каждой из таких сцен спрашивайте ребенка, не страшно ли ему, не чувствует ли он себя расстроенным, не возникла ли тревога. Если что-то подобное имеет место, предложите ему более приятную сцену с участием самого ребенка и его героя и не переходите к более страшным описаниям, пока не пройдут напряжение и страх. Описание следующего случая будет дополнительной иллюстрацией метода.
Дело для супермена!
Десятилетний мальчик очень боялся темноты. Ему было очень страшно, когда родители уходили по вечерам, и даже когда они были рядом, он отказывался входить в темную комнату. У его кровати все время горела лампа. Днем тревоги у ребенка не возникало, но после захода солнца он неизменно напрягался и начинал бояться.
Его страх впервые проявился примерно за год до описываемых событий, после того как он посмотрел страшный фильм, а затем еще и получил указание от своей бабушки не подходить по ночам к окнам и дверям, потому что в это время по улицам бродят бандиты и похитители детей. Родители в течение нескольких месяцев водили мальчика к психиатру, но боязнь темноты не проходила. Кроме того, мальчика стали мучить ночные кошмары, а дела в школе пошли заметно хуже. При помощи эмотивных образов ребенка удалось избавить от страха в течение трех сеансов.
Мальчику очень нравились истории про Супермена, поэтому в качестве героя мы использовали этого «человека из стали». Мальчику предложили вообразить, что Супермен попросил его стать новым «секретным агентом». Ему было сказано следующее: «Закрой глаза и представь себе, что ты сидишь за ужином с родителями. На дворе вечер. Неожиданно по наручному радио, которое дал тебе Супермен, ты получаешь сигнал. Ты быстро убегаешь в гостиную, потому что задание ты должен держать в секрете. В гостиную проникает совсем немного света из прихожей. Теперь представь себе, что ты один сидишь в гостиной и ждешь Супермена. Представь себе это хорошенько…»
После этого мальчик рассказывал о том, что он чувствует. Когда какая-то сцена вызывала у него тревогу, мы немного меняли ее, так чтобы она представлялась менее страшной. К примеру, следующая сцена поначалу вызвала у мальчика беспокойство: «Ты один в своей спальне, там кромешная темнота. Ты выглядываешь в окно, чтобы посмотреть, не идет ли Супермен». К этому описанию было добавлено такое указание: «Дай своим глазам привыкнуть к темноте, и ты заметишь, что на самом деле можешь довольно хорошо видеть. Когда ты расслабляешься и даешь глазам возможность приспособиться, ты начинаешь ясно видеть, и все вокруг становится более светлым».
В конце третьего сеанса (мы встречались каждую неделю, в течение часа) мальчик мог представить себе, что сидит один в темной ванной и ждет сообщения от Супермена. Применение этого метода не только помогло ребенку избавиться от боязни темноты, но и в целом оказало положительный эффект на его жизнь. Его школьные успехи улучшились, исчезли многие другие проявления страха и неуверенности в себе. Примерно через год его мать сообщила мне, что он стал «совсем другим ребенком», а изменения имели положительный характер.
Эмотивные образы оказались чрезвычайно полезным орудием преодоления детских страхов. Несколько лет назад одна одиннадцатилетняя девочка, с которой я работал, назвала меня «человеком, который забирает страх». Я с успехом использовал эмотивные образы в работе со страхами моих пациентов, детей моих друзей и моих собственных детей. Страхи и фобии приносят ребенку большие страдания. Ребенок очень легко может почувствовать себя одиноким, беззащитным; ему легко запутаться в происходящем и испугаться. Любой метод, который помогает справиться с негативными эмоциями, заслуживает пристального внимания.
Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии/Пер. с англ. Е.В. Курдюковой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 144 с.
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Типичные ошибки школьного психолога-консультанта (анализ и рекомендации)
- Рейфреминг
- Противопоказания к проведению холдинг-терапии
- Когда лучше делать домашние уроки?
- Смешанная игровая терапия
- Терапевтические ограничения в игротерапии
- Построение беседы с родителями (учителем)
- Провокационная терапия (Френк Фарелли)
- 8.2. Использование медитации
- Организация и этапы индивидуального психологического консультирования