Анализ многочисленных теоретических построений и практики работы семейных консультантов породил яркую и достаточно удобную для повседневного употребления типологию, где все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от избранного психологом подхода к целям работы и пониманием собственных функций) разбивают на три группы: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем».
«Ведущие» терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье, они воздействуют из позиции «супер-родителя», этакого незыблемого авторитета, который лучше членов семьи знает, что для ее членов хорошо или плохо и активно действует. Это полностью избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность. Справедливости ради отметим, что для человека или семьи, обратившимся за помощью в период глубокого кризиса такое отношение на начальном этапе консультативного процесса является не только потребным, но и единственно возможным, так люди, только что пережившие жизненную катастрофу, нередко находятся в состоянии возрастной регрессии, когда возвращаются формы реагирования, свойственные испуганному беспомощному ребенку. В случае работы с такими клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает «родительскую позицию» и избирает стратегию дородительствования, постепенно «доращивая и довоспитывая», помогая поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающим. Именно этот подход представлен в данном ранее описании структурной семейной терапии (С. Минухин).
«Реагирующие» семейные психотерапевты для того, чтобы добиться позитивных изменений с семье, стараются мобилизовать ее собственный внутренний потенциал развития. Для этого они включаются в обстановку и атмосферу семьи, с которой проводится работа. Такую терапию удобно выполнять вдвоем: один из психологов дает втянуть себя в создавшуюся семейную ситуацию (при этом он чаще всего принимает на себя роль ребенка), второй же выступает в роли наблюдателя и держится несколько более отстраненно (как бы вне семейной системы).
Если вспомнить, что «реагирующие психотерапевты» теоретически ориентируются прежде всего на психоанализ, то нетрудно понять и истоки такой работы, и ее сущность. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт выполняет обе эти функции (и идентификацию с клиентом, и обособление, отстранение от него). В процессе взаимодействия с клиентом он попеременно то идентифицируется с ним, глубоко проникает в его проблемы, то отстраняется от клиента и его ситуации с целью объективного суждения. Здесь же эти функции как бы «разделены» между двумя психологами.
«Чистильщики систем» прежде всего стремятся навести порядок в правилах, по которым живет семья. Консультант «здесь и сейчас» старается противодействовать неправильному поведению, заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод характерен для семейной терапии, основанной на опыте (с одним из вариантов такого подхода вы можете познакомиться, прочитав яркие и талантливые книжки Вирджинии Сатир, которые переведены на русский язык и неоднократно издавались в нашей стране). Чтобы сделать это терапевт, работающий с семьей, должен уметь:
- установить контакт
- быть умелым наблюдателем
- уметь оформлять наблюдения в категориальную сетку
- быть технически подготовленным
Условие успешной работы с семьей – создание «помогающих отношений» – Фактически все консультанты (в том числе, и семейные) соглашаются с тем, что для эффективной работы с клиентами (необходимы) необходимо установить хорошие «помогающие отношения» (термин К. Роджерса). Основные характеристики таких отношений (иногда их называют «стержневыми, или сердцевинными, условиями») наизусть знают все практические психологи. Это эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь, конгруэнтность, или подлинность (искренность) отношений.
А еще, – не забывайте, что основным средством любого консультирования становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношений в системе «психолог-клиент». Только отношения доверия дают нам возможность помочь семье. Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения. Не случайно С. Минухин предписывает психологу присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. «Терапевтическое воздействие на семью, – прямо пишет он, – является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны» (Минухин, 1978). «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «мини-кризис», имеющий важное значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит и изменить свою структуру.
Осухова Н.Г. Скорее пламя, чем кристалл: советы семейного консультанта. //Школьный психолог, 2003. – № 8.
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- И цветы жене дарил, тещу мамой называл
- Великое переселение
- Психика и телесное здоровье
- Житейские конфликты
- Психотерапевтические достоинства Песочной терапии
- Что делать, если терапевт неожиданно вынужден отменить прием
- Методические особенности психологической работы со сказками
- Застигнутые разводом
- Техника «Путешествие к морю»
- 3.3.9. Социально-бытовая адаптация