Историческая справка. При рассмотрении человека в научном контексте представители самых разных областей знания (биологи, медики, философы, эстетики, искусствоведы, политики и т. д.) стремились построить ту или иную типологию людей, описать те или иные типы личностей, которые повторяются среди множества индивидуальностей. Критериями дифференциации на типы служили самые различные основания: расовые и культурные, антропометрические данные и психологические особенности нервной системы, темперамента, интеллекта, воли, характера, социальных установок и т.п.
Одной из наиболее подробно описанных и хорошо известныхх типологий личности является психологическая типология К.Юнга, впервые опубликованная в 1921 г. Эта типология завоевала популярность и с пристальным вниманием изучается специалистами – психологами и по сей день. Немецкий писатель-романист О.Шмиц писал, что система Юнга дает возможность психоанализу стать на служение высшему развитию человечества, а знаменитый профессор синологии Р.Вильгельм так писал о работах Юнга: "Оставляя открытым вопрос, нашел ли Юнг истину или нет, следует признать, что в настоящее время:
нет вообще ни одного психолога, который мог бы сравниться с ним как в практической проницательности, так и в теоретической глубине, смелости и беспредрассудочности. Его учение являет собой полнейший переворот в психологии, которому фрейдианство дало лишь крайне односторонний толчок”.
К. Юнг позволил выдвинуть идею об экстра- и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого В структуре личности.
Типология Юнга основана на доминировании основных психических
функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.
Таким образом, исходя из концепции о типах, К.Юнг предлагает рассматривать 8 типов:
1) экстравертированный мыслительный тип,
2) интровертированный мыслительный тип,
3) эктравертированный ощущающий тип,
4) интровертированный ощущающий тип,
5) экстравертированный чувствующий тип,
6) интровертированный чувствующий тип,
7) экстравертированный интуитивный тип,
8) интровертированный интуитивный тип.
Важно отметить, что, со своей стороны, английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г.Рид (1893-1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К.Юнга.
В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразия форм художественного выражения детей. Для обнаруженных восьми видов рисунков – эмфатический (импрессионистский), гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный – он выделил некоторые характеристические признаки.
1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.
2. Гаптический рисунок характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например, "болит ухо", "голова болит" и т.д.
3. Ритмический рисунок – в нем главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т.д.
4. Структурный рисунок – главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например, площадь города.
5. Органический рисунок отличается тем, что художник отдает в нем дает в нем предпочтение органически естественным формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, животных и т. д.
6. Перечисляющий рисунок – в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные детали или предметы;
7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т.д.
8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги, отдельный персонаж, также из книги или собственной фантазии и т.д.
Схема классификации различных типов рисунков приведена ниже.
Как уже указывалось, Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающими (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения, что отражено в следующей схеме:
Мыслительный тип |
Личностный тип |
Вид рисунка |
экстраверт |
перечисляющий |
|
Чувствующий |
экстраверт |
декоративный |
Ощущающий |
экстраверт |
Эмфатический |
Интуитивный |
экстраверт |
Ритмический |
Краткое описание психологической типологии К.Юнга
1. Эктравертированный мыслительный тип – перечисляющий рисунок – изображение нескольких предметов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т.е. простое перечисление (рис.1). Рассудочные люди, действующие исходя из интеллектуально обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Мышление их позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпирических данных "не прерывается" до конца, а объяснение сводится "к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это реформатор, общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то может стать брюзгой, мудрствующим самодовольным критиком, который и себя и других хотел бы "втиснуть" в свою схему.
„Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле "цель оправдывает средства".
Насколько широк размах индивидуального самопожертвования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства.
2. Экстравертированный ощущающий тип – эмфатический рисунок – стремление к передаче атмосферы, к непосредственному выражению ощущений (рис.2).
У людей этого типа критерий ценности – та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.
Человек осязаемой деятельности, без склонности к рефлексии и властолюбивых намерений. Основные тенденции- от грубого искателя наслаждений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиваться в фантазии ревности или состояние страха, фобии, навязчивые симптомы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы.
3. Экстравертированный чувствующий тип – декоративный рисунок(рис.3).
Для декоративного рисунка характерно рисование орнамента, узора, цветов и т.п.
Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: "любит подходящего мужчину ",отвечающего ее разумным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить: "Я не могу так думать, потому что не чувствую этого". Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое.
4. Экстравертированный интуитивный тип – ритмический рисунок – изображение движущихся объектов (рис.4). Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесня-ются интуицией, с помощью которой человек стремится достичь наибольших возможностей. Интуиция – то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна открыть выход из положения. Часто объекты представляются преувеличенно ценными, обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации, но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней "силой рока". Мало считается с благополучием окружающей среды. Физическое состояние окружающих, как и его собственное, не является веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.
5. Интровертированный мыслительный тип – органический рисунок – изображение органических форм: растений, животных, человека (рис.5).
Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательст ва, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символического образа, воспринимаемого внутренним взором. Хочет увидеть акты так, как они заполняют рамки его идеи,претендующей на "оригинальность". Обычно полностью отвергает объект, так что присутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным или отвергаемым как помеха. Тип остается нормальным до тех пор, пока "Я" чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, нежели “Я “. В противном случае рождается подозрительность, переходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши.
6. Интровертированный ощущающий тип – гаптический рисунок. Изображение как бы изнутри идущих ощущений – "болит ухо", "болит голова" и т.п. (рис. 6). Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, т.е. между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они субъективны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему объекты имеют право на существование. Отличается странностью, субъективностью поступков. На окружающих данный тип действует подавляюще, сводя все к некой "правильной" формуле норматива субъективного содержания, "чтобы не выделялись" и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей начальной безобидности. При отсутствии художественных способностей самовыражения, впечатления уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер.
7. Интровертированный чувствующий тип – имажинарный рисунок – изображения персонажей, заимствованных из литературы, фантазии, отличающиеся оригинальностью самовыражения (рис. 7).
Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок.
Глубину этого чувствования можно лишь полагать, но ясно постичь его нельзя. Оно делает людей молчаливыми, труднодоступными, которые, подобно мимозе, "свертываются" от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи: Бог, свобода, бессмертие имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего становится озабочен своим "Я" и делается несимпатичным. Интровертированному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного. Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции или резкое холодное отражение может поразить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентрическим "Я", человек остается в норме. При доминировании "Я" начинает чувствовать, "что думают другие", подозревая их во всевозможных низостях, в за-мышлении зла, интригах и подстрекательствах.
8.Интровертированный интуитивный тип – структурный рисунок – изображение некоего целого, состоящего из частей, отображающее его общее устройство, обычно один изолированный предмет (рис. 8).
Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Относится с вниманием к изменяющему объекту, с живейшим сочувствием наблюдая особенности изменения объекта. Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника – с другой. Углубление интуиции влечет за собой часто удаление от осязаемой действительности, и человек становится загадкой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для "психологических романов". На бессознательном уровне этот тип приобретает, как компенсирующие, черты "ощущающего экстраверта". Отсюда – чрезвычайная привязанность к чувственному впечатлению.
Психодиагностический комплекс графических тестов.
Упомянутые выше исследования Т. Рида действительно привели к возможности из всего многообразия тестовых изображений выделить 8 основных видов рисунка и сопоставить их с юнговскими типами личности, однако степень такого соответствия нуждается в серьезной проверке. Нельзя не учитывать, что психологическая типология К.Юнга, положенная в основу интерпретации рисуночных тестов, была предложена много лет назад и в настоящее время нуждается в уточнении, поскольку понятия, используемые автором, не всегда доступны современному исследователю, и необходимо четкое обозначение и проверка того, какая психологическая реальность стоит за ними. Тем не менее, мы полагаем, что интерпретация данных графических тестов по типологии Юнга и схеме Рида может быть использована в работе практического психолога, но, конечно, она нуждается в дальнейшем уточнении и углублении.
Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:
- Метод незаконченные предложения
- Проективная методика неоконченных предложений
- Графическая беседа «Мой круг общения»
- Психодиагностическая методика «Близнец издалека»
- Психодиагностический комплекс графических тестов "Свободный рисунок", "Картина мира", "Авторпортрет"
- Цветовой тест М. Люшера
- Детские тайны открывает сказка
- Тест «Сказка»
- Цветовой тест М. Люшера
- Методика «Цветик-семицветик»