При анализе взаимоотношений ребенка с другими людьми (группой, близкими) необходимо учитывать некоторые его личностные особенности.
В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методическим приемом, служащие выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, КАТ) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах). Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача экспериментатора облегчить «проекцию» для испытуемого. С этой целью он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение, заинтересованности в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.
Одна из наиболее простых по процедуре проведения, но позволяющих получить достаточно информации о личностных особенностях ребенка — методика «Рисунок человека». На основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и отдельных ее частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. При этом необходимо подчеркнуть, что данная методика не позволяет получить исчерпывающего психологического портрета ребенка, и ее результаты должны быть дополнены и уточнены данными других методик.
Инструкция задания методики «Рисунок человека» весьма проста — «нарисуй человека». Ребенок выполняет рисунок простым, твердым карандашом.
После того, как ребенок закончил рисовать, целесообразно попросить его рассказать о нарисованном им «человеке» (специально выделяя интересующую нас сферу общения и взаимоотношений). Можно задавать любые вопросы (при условии, что с ребенком установлен эмоционально близкий контакт) по интересующей проблеме, только они должны быть не прямыми («с кем он дружит?», «у него много друзей?», «он дерется?» и т.п.), а косвенными («как ты думаешь, …?», «как тебе кажется, …?» и т.п.). С учетом специфики дошкольников, вопросы лучше также задавать в альтернативной форме: «как ты думаешь, он с кем-нибудь дружит или нет?», как тебе кажется, он любит драться или нет?» и т.п.
Необходимо подчеркнуть, что проективные возможности методики ограничены возрастом детей (ее не целесообразно применять как проективную методику на детях младше 5 лет).
Далее будут рассмотрены интерпретации только тех особенностей рисунка, которые могут быть соотнесены со сферой отношений ребенка и окружающих.
Формирование отношений невозможно вне общения. Выраженность у ребенка потребности в социальных контактах, эмоциональный опыт, полученный в них, и связанные с ними проблемы существенно сказываются на формировании отношения его к другим людям и их отношении к нему.
Все это выявляется в рисунке человека при прорисовке рук. Необходимо еще раз напомнить что выводы об особенностях ребенка, проявляющихся в общении, могут быть сделаны только как предположение, требующее подтверждении и уточнения.
Если ребенок последними рисует руки, можно предположить, что он боится социальных контактов.
Широко расставленные в сторону руки могут свидетельствовать о потребности в широком круге социальных контактов. Опущенные руки, напротив, — в узком круге общения (данная особенность в изображении рук не характеризует эмоциональную глубину социальных контактов).
Сочетание широко расставленных в сторону рук с преувеличенно большими кистями, как правило, свидетельствует о наличии у ребенка напряженной, но не удовлетворенной потребности в общении, а следовательно, и о неблагополучии его взаимоотношений с окружающими.
Рисунок человека с опущенными руками и хорошо прорисованными кистями интерпретируется как показатель высокой избирательности (но не закрытости) в общении.
Редуцированные кисти рук и их отсутствие свидетельствуют о сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть очень высокой, но в силу неблагоприятно складывающихся взаимоотношений — подавленной, загнанной внутрь.
Когда рисуют широко расставленные руки без кистей (особенно, если руки очень длинные), можно предположить, что общение ребенка имеет широкий, но формальный и поверхностный характер.
Если кисти рук отсутствуют у человека с опущенными руками, можно сделать предположение, что сниженная потребность в общении сочетается с его эмоциональной бедностью. Такой характер общения связан с нарушениями эмоционального развития ребенка, а не с отрицательным опытом взаимодействия.
Длина рук часто рассматривается как показатель потребности в самостоятельности, автономности: чем длиннее руки, тем больше эта потребность.
Изображение кистей рук в виде кулаков, прорисовка пальцев в виде длинных палочек рассматриваются как признаки агрессивных тенденций (часто эти особенности изображения сочетаются с прорисовкой широко расставленных рук).
Если ребенок штрихует руки или вообще не рисует их, это свидетельствует о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение.
Прорисовка пупка интерпретируется как проявление эгоцентризма. Отметим, что эгоцентризм рассматривается как возрастная особенность дошкольников, но в данном случае можно предположить, что эгоцентризм имеет характер личностной особенности и связан с эгоистичной направленностью личности.
Профильное изображение головы или изображение человека со спины рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Это своеобразная защита от негативных переживаний, связанных с возникающими в общении трудностями, а не сниженная потребность в общении.
Изображение линии земли — показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающего его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (задача исследователя — определить, какие именно взаимоотношения, в семье или группе, являются причиной такой тревоги).
Иногда, когда общение ребенка сужено в результате неуверенности в себе, рисунок человека выполняется в виде «портрета» или ограничивается иными рамками (например, окном).
Результаты анализа сферы взаимоотношений ребенка с другими также целесообразно сопоставить с данными о характере его эмоционального фона.
При обследовании сферы взаимоотношений с помощью методики «Рисунок человека» можно воспользоваться и ее возможностями выявлять такие общие тенденции в личностном развитии, как демонстративность, тревожность, агрессивность.
Демонстративность. Как правило, демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. Однако у таких детей могут возникать проблемы (как в семье, так и в группе) из-за их повышенной потребности во внимании.
Если результаты выполнения заданий проективных методик показывают на наличие у ребенка проблем, конфликтов, связанных с общением, на сниженный эмоциональный фон и т.д., можно предположить, что потребность во внимании не удовлетворяется в полной мере и, следовательно, взаимоотношения с другими не столь благополучны.
О демонстративных тенденциях ребенка в первую очередь свидетельствует степень декорированности фигуры человека (пышность платья, корона и т.п. — в рисунках девочек; множество разнообразных, необычной формы карманов, нашивок, декорированных или необычных шляп и т.п. —в рисунках мальчиков). О демонстративности свидетельствует и необычность, нестандартность изображаемых персонажей (феи, русалки, клоуны, шерифы и т.п. ). Часто эти дети не очень хорошо рисуют.
На демонстративность может указывать и размер фигуры. Рисунок бывает порой настолько крупным, что ребенку не хватает места для его завершения.
Собственно демонстративные тенденции, проявляющиеся в рассмотренных выше особенностях рисунка, следует отличать от проявлений демонстративности по типу «бегства в воображение». Дети с таким видом демонстративности менее благополучны в общении и взаимоотношениях. Испытывая потребность во внимании они не могут полностью ее реализовать в силу присущей им тревожности, что еще более усугубляет тревожный компонент в структуре их личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.
Компенсируя испытываемый ими недостаток внимания, такие дети иногда лгут, что вызывает к ним отрицательное отношение со стороны детей (особенно если такая черта характера отрицательно оценивается воспитателями) а также создает напряженность в отношении с родителями.
Рисуя человека, дети с таким видом демонстративности компенсируют свое чувство неуверенности, как правило, за счет изображения себя в виде принцессы или других необычных персонажей, за счет украшения своего образа. Но в том случае декорированность рисунка носит более сдержанный характер, в нем встречаются показатели, свидетельствующие о неблагополучном личностном развитии, в частности показатели тревожности.
Одна из отличительных особенностей демонстративности как личностной черты от демонстративности, носящей компенсаторный характер, — прорисовка ног. В первом случае изображение их не нарушено. Если, например, демонстративная девочка рисует принцессу даже в длинном платье, то она как правило, нарисует и выглядывающие из-под него нарядные туфельки. При компенсаторной демонстративности ноги либо вообще отсутствуют, либо рисуются с нарушением пропорций — чаще всего они чрезмерно длинные. Если рисуется обувь, то она не декорирована и иногда имеет весьма внушительные размеры, как будто призвана придать значимость, весомость всей фигуре человека.
Тревожность. Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе (конечно же, бывают и исключения), но и не оказываются в изоляции. Как правило, тревожность таких детей связана с нарушениями в семейных взаимоотношениях. Неуверенность тревожного ребенка, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к еще большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности.
В «Рисунке человека» на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к экспериментатору за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. Нажим на карандаш (о нем судят по продавленности листа бумаги) у такого ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствует «тревожная линия» (ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами). Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок (при этом исправления не приводят к улучшению).
Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности.
О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены (что говорит уже о наличии страхов у ребенка).
Характерная особенность тревожного ребенка — преувеличенное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решаясь закончить рисунок либо оттягивая момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц.
Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться по любому поводу, что тревожность — глобальная черта его личности. Если ггроявляются лишь некоторые особенности, то, скорее всего, это ситуативная реакция на обследование или эпизодические проявления тревожности, связанные с неуверенностью ребенка в отдельных, например рисовальных, способностях.
Агрессивность. Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов (в дошкольном возрасте только начинается процесс социализации агрессивных реакций, трансформации их в формы вербальной агрессии), как правило, является причиной трудностей в общении, которые возникают у агрессивных детей. Такие дети часто оказываются в изоляции (с ними никто не хочет дружить, большинство детей испытывают по отношению к ним негативные эмоции и отрицательно их оценивают), что провоцирует их на новые агрессивные реакции.
В рисунке человека о наличии у ребенка агрессивных тенденций могут свидетельствовать преувеличенные кулаки, длинные растопыренные пальцы, военная тематика, наличие в руках у человека различных средств нападения (пистолет, палка, камень и т.п.). На наличие вербальных форм агрессии, как правило, указывают подчеркнутая прорисовка рта, изображение его приоткрытым.
О скрытых формах агрессивности, которые по тем или иным причинам не приводятся в действие, может свидетельствовать подчеркнутая военизированность одежды (погоны, фуражка и т.п.) без прорисовки средств нападения — в рисунках мальчиков. У девочек такие формы агрессивности могут проявляться в рисовании фигуры мальчика (если это не связано с иными нарушениями в развитии личности, Подавленная агрессия может проявляться и в спонтанных высказываниях по ходу рисования.
Необходимо различать прямую (как стиль взаимодействия) и защитную форму агрессивности. К сожалению, методика «Рисунок человека» не всегда дает возможность с достаточной степенью определенности развести эти виды (с этой целью можно обратиться к наблюдениям за поведением детей). Косвенными признаками защитной агрессивности могут послужить: размер фигуры человека — если рисуется маленький человек с огромными кулаками, большой палкой и т.п.; характер линии — наличие «тревожной линии»; сюжет рисунка — рисуется танк или иное техническое военное средстве, внутри которого сидит человек. Иногда защитная агрессия сочетается со страхом перед агрессией, и тогда в рисунке кулаки или средства нападения заштрихованы либо нарисованы за спиной человека. Для уточнения, какая форма агрессивности наблюдается в конкретном случае, после завершения рисунка можно спросить ребенка, для чего у человека такие кулаки, пистолет и т.д., в каких случаях он их применяет.
Так как рисунок человека дает только общие указания на неблагополучие и конфликтность сферы общения и взаимоотношений, то для решения вопроса о том, связаны ли они с отношениями ребенка и сверстников либо обусловлены преимущественно нарушением семейных взаимоотношений, испытуемому можно предложить выполнить «Рисунок семьи». Данная методика позволяет отчасти проследить истоки его стиля личностного взаимодействия.
Существует несколько модификаций методики «Рисунок семьи». Рассмотрим ее первоначальный вариант. Дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Рисунок также выполняется простым карандашом.
Наиболее достоверными считаются такие особенности рисунка семьи: расстояние между отдельными членами семьи, последовательность их изображения, состав нарисованной семьи, отличия изображений членов семьи по величине.
Если в рисунке семьи руки каждого (или одного) члена семьи неодинаковы, то можно предположить, что особенности характеризуют стиль общения конкретных членов семьи (в данном случае эти особенности интерпретируются так же, как и в рисунке человека). Целесообразно сравнить прорисовку рук в рисунках человека и семьи, т.е. сопоставить стиль общения родителей и ребенка.
В процессе выполнения задания ребенком рекомендуется обращать внимание на паузы, возвращении к уже нарисованным деталям, чрезмерное штрихование исправления, чрезмерное штрихование, спонтанные высказывания.
Расстояние между фигурами отражает реальную эмоциональную дистанцированность каждого члена семьи по отношению к ребенку, друг к другу (с точки зрения самого ребенка).
Барьеры (члены семьи изображаются разъединенными различными предметами) свидетельствуют об эмоциональной разобщенности, о конфликтности семейных отношений.
Порядок изображения. Наиболее информативно то, кого из членов семьи ребенок изображает первым. Как правило, это либо наиболее эмоционально значимый член семьи, либо тот член семьи , которого ребенок боится, но почитает.
Уточнить, с каким эмоциональным отношением связано изображение первым того или иного члена семьи, позволяет анализ рисунка в целом.
Если ребенок рисует себя в непосредственной близи с изображенным первым членом семьи, который при этом тщательно прорисован, декорирован, можно предположить, что именно к нему ребенок наиболее привязан. В том случае, когда ребенок рисует себя в отдалении от первого изображенного члена семьи, нарисованного к тому же схематично или редуцированно, вообще не рисует себя или изображает последним, то, скорее всего, с этим членом семьи у него связаны наиболее отрицательные эмоции, на которых он сознательно или бессознательно акцентирует свое внимание.
Если первым ребенок изображает себя, скорее всего, он воспринимает себя как центр внимания, считает главным в семье. При такой ситуации его собственное изображение значительно отличается от других по степени детализированности, тщательности прорисовки, декорированности. В других случаях — если в рисунке есть показатели личностного неблагополучия ребенка — необходимо уточнить, не выполняет ли такое изображение функцию компенсации.
Изображение первыми различных предметов, а не людей рассматривается как уход, защита от неприятного задания. Это свидетельствует о неблагополучии в семейной ситуации или о недостаточном доверии ребенка к экспериментатору. Если последней рисуется фигура матери, то чаще всего это говорит о негативном отношении ребенка к ней. Изображение последними других членов семьи не интерпретируется как показатель таких отношений.
Состав семьи. Изображение всей семьи рассматривается как один из показателей благоприятной семейной ситуации, но может свидетельствовать о ней только в сочетании с другими показателями ненарушенных семейных отношений. Присутствие в рисунке не проживающих в семье взрослых (как правило, бабушка или дедушка) может свидетельствовать о неудовлетворенности ребенка семейными отношениями, об их конфликтности.
Изображение не входящих в семью детей рассматривается как проявление чувства одиночества в семье, недостатка внимания.
Включение в рисунок не живущих в доме животных (как правило, пушистых и мягких) интерпретируется так же, как и расширение семьи за счет других детей. С той только разницей, что здесь можно предположить у ребенка выраженную потребность в более теплых эмоциональных отношениях, тогда как включение в рисунок детей свидетельствует, скорее всего, о потребности в общении на равных.
Отсутствие изображения какого-нибудь члена семьи (или редуцированное его изображение) может быть связано с негативными эмоциями по отношению к нему, конфликтными отношениями ребенка с ним. Часто в рисунке отсутствуют братья и сестры, что связано с конкурентностью в отношениях с ними.
Если отсутствует изображение самого ребенка, это указывает на эмоциональное неприятие ребенка в семье, чувство отверженности у него.
Так же интерпретируется отсутствие изображения членов семьи (ребенок рисует себя одного или с кем-нибудь другим, не входящим в семью). Эти варианты различаются отношением ребенка к такому отвержению. В случае отсутствия изображения ребенка можно предположить, что он чувствует свою вину за то, что не принимается членами семьи. В другом случае ребенок обвиняет семью, что приводит к весьма драматичной ситуации: ребенок и злится, и обижается на своих родителей, и любит их (часто такая противоречивость эмоций находит выход в агрессивных тенденциях, негативной демонстративности).
Изображение различных фигур на разных сторонах листа или на разных листах рассматривается как показатель враждебности между «разъединенными» членами семьи. Отказ рисовать семью ( при условии хорошего контакта экспериментатора с ребенком свидетельствует о чрезмерном эмоциональном напряжении ребенка в связи с семейной ситуацией, тенденции к вытеснению этих ощущений.
Величина фигур. Неадекватно большое изображение какого-нибудь члена семьи может свидетельствовать о его доминантности. Такое доминирование может вызывать у ребенка отрицательное отношение, и тогда в рисунке встречаются другие показатели такого отношения (например, штриховка этой фигуры).
Неадекватно большое изображение ребенком самого себя интерпретируется как чувство своей значимости. Однако если в рисунке есть указания на неблагополучную семейную ситуацию, личностные трудности ребенка, то, скорее всего, изображение свидетельствует о потребности ребенка в признании своей значимости.
Изображение себя неадекватно маленьким свидетельствует о нарушенных семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве неуверенности у ребенка, о потребности в заботе.
Изображение неадекватно маленьким какого-нибудь члена семьи рассматривается как показатель нарушенных отношений ребенка с ним, испытываемых по отношению к нему отрицательных эмоций.
Выражение лиц нарисованных членов семьи может быть отражением чувств ребенка к ним или представления ребенка о том, как они к нему относятся.
Поправки. Стирание нарисованных фигур, возвращение к их доработке свидетельствует о значимости для ребенка того или иного члена семьи. Однако эта значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Если доработки не привели к улучшению результатов, то это, как правило свидетельство отрицательного, конфликтного отношения, вызывающего эмоциональное напряжение.
Паузы перед рисованием той или иной фигуры также рассматриваются как показатель конфликтности отношения ребенка с данным членом семьи.
Расположение фигур па линии основания проведение линий под рисунком могут рассматриваться как симптомы тревожности ребенка. В некоторых случаях так же может быть проинтерпретировано и преобладание в рисунке вещей (по сравнению с людьми).
Дополнительная информация. Дополнительную информацию о семейных отношениях можно получить, предложив ребенку раскрасить рисунок семьи. Совпадение цветов при раскрашивании расценивается как показатель эмоционально близких отношений ребенка с данным членом семьи.
Для исследования взаимоотношений детей 5—7 лет можно дополнительно использовать и такую проективную методику как «Игровая комната». Она направлена на выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности и позволяет построить гипотезу о возможных причинах популярности (непопулярности) ребенка, а также получить уточняющую информацию о его эмоционально-личнстных предпочтениях.
Дается следующая инструкция: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».
Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». Если ребенок называет имена детей, например: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, куда ходит ребенок; соседи; родственники; знакомые по даче и т.п.), какого они возраста (такого же, старше, младше) . После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?».После ответа ребенка (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В заключение ребенку необходимо сказать что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.
При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры.
Инициатива и позиция в общении. Можно предположить, что ребенок, который легко вносит разнообразные (например, первый раз — играть в дочки-матери, второй — в прятки, третий — в доктора и т.п.), четкие по замыслу (может рассказать, как будет идти игра) предложения по совместной игре, в реальном игровом взаимодействии также будет инициативным предложит другим детям совместные игры с разнообразной тематикой). Как правило, такие дети принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую (доминирующую) позицию в общении. При этом доминирование может быть как положительным(ребенок доброжелателен, склонен конструктивно решать возникающие конфликты, учитывать мнения и желания других и т.п.), так и отрицательным (ребенок авторитарен, стремится достичь своей цели любыми, чаще неконструктивными средствами — криком, физической силой и т п.). Характер доминирования уточняется на последнем этапе применения методики, экспериментатором задается воображаемая ситуация конфликта.
Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются большой популярностью у сверстников и иногда даже при выраженной тенденции к отрицательному доминированию, так как умение организовать интересную совместную игру — одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников.
Дети, предлагающие один-два варианта игры и не всегда представляющие себе ее ход, затрудняющиеся или отказывающиеся распределить роли, скорее всего, в ситуации реального общения будут менее активны (они, как правило не выступают активными организаторами игры, а лишь поддерживают ее, вносят предложения и уточнения, связанные только с принятой ими ролью, а не по всей игре в целом). Такие дети выбирают для себя средние по значимости роли (помощников главных персонажей) и занимают подчинительную позицию в общении Дети с указанными особенностями игрового взаимодействия обычно не пользуются у сверстников большой популярностью, но и не оказываются в изоляции, т.е. занимают среднее положение в структуре групповых взаимоотношений.
Когда дети отказываются от проявлений инициативы («Не во что играть», «Во что хотят все, в то и буду играть»), предлагают в лучшем случае один вариант игры (например, первый раз — играть в машинки, второй раз — в другие машинки и т.п.), не могут рассказать о замысле игры, то можно предположить, что и в реальной игре они выступают пассивными участниками, которым достаются второстепенные, мало привлекательные роли и занимают подчинительную позицию в общении. Такие особенности взаимодействия могут быть следствием недостаточно сформированных игровых навыков, а также отрицательного отношения со стороны сверстников. Реально эти два фактора тесно переплетены. Так, недостаточно сформированные игровые навыки ребенка обуславливают нежелание других с ним взаимодействовать, негативное отношение ровесников, что в свою очередь тормозит их развитие, и наоборот, отрицательное отношение к ребенку, обусловленное иными причинами (например, личностными особенностями), препятствует развитию его игровых навыков, что может усугублять негативное отношение к нему.
Благополучие общения. Потому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребенок, можно судить о его благополучии в общении.
Если ребенок легко выбирает партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивается двумя), то можно предположить, что он достаточно успешен в общении и у него благополучные взаимоотношения со сверстниками.
Когда ребенок долго обдумывает свой выбор, берет с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от него по возрасту, или детей, с которыми он не имеет постоянных контактов (сосед по даче), то это может свидетельствовать о каких-то трудностях, возникающих у него при общении (в первую очередь с ровесниками), и об относительном неблагополучии его взаимоотношений с детьми.
Очень неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь взять с собой («Один буду играть»), иногда берет с собой только свою собаку или взрослых (маму, бабушку, экспериментатора и т.п.).
Развитие игровых навыков. Уровень развития игровых навыков в старшем дошкольном возрасте определяется умением детей включаться в сюжетно-ролевую игру или в игру с правилами, распределять роли, выполнять их, последовательно разворачивать сюжет игры. Об уровне развития игровой деятельности могут свидетельствовать разнообразие и характер предлагаемых ребенком игр.
Высокий уровень характеризуется тем, что дети могут предложить несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказать, хотя бы в общих чертах, о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.
При среднем уровне дети могут предложить один вариант сюжетио-ролевой игры или игры с правилами, либо только настольно-печатные игры, иногда — игры, предполагающие наличие двух партнеров (шашки, шахматы).
Низкий уровень — когда дети предлагают манипулятивные (машинки катать) или деструктивные (подушками кидаться) игры.
Способы разрешения конфликтной ситуации. Конфликтную ситуацию задают через воображаемый отказ детей принять третье предложение ребенка-испытуемого.
Можно выделить два основных способа разрешения конфликта: деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Бабушку позову, она всех заставит играть»).
Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше играть, и мы договоримся»). Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них, как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками.
Необходимо помнить, что результаты, полученные с помощью любых проективных методов, в том числе и результаты выполнения задания методики «Игровая комната», не всегда прямо и однозначно соотносятся с особенностями общения и взаимодействия детей. Методика позволяет только выстроить гипотезы о таких особенностях, которые нуждаются в проверке с помощью других методик и наблюдения за реальным поведением детей.
Применение методики «Лестница» при обследовании взаимоотношений детей позволяет проконтролировать такой немаловажный, влияющий на них фактор, как самооценка и самоприннятие ребенка.
Методика «Лестница» относится также к проективным методам и включает задачи на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Экспериментатор кладет перед ребенком рисунок лестницы (обычно из семи ступенек) и объясняет, что на самой верхней ступеньке находятся люди, которые больше всего нравятся ребенку (показывает верхнюю ступеньку), на ступеньке пониже — те, что меньше нравятся, на самой нижней — люди, которые ему совсем не нравятся. Слова «ниже», «еще ниже» произносить не обязательно, так как объяснение сопровождается показом соответствующих ступенек. Можно показать ступеньку и сказать: «Вот здесь». Информацию о том, что на самой нижней ступеньке находятся люди, которые ребенку совсем не нравятся, экспериментатор сообщает ребенку спокойно, поскольку не следует вызывать у него подчеркнуто эмоциональное отношение к ним.
Затем ребенку предлагают показать, на какую ступеньку и почему поставят его друзья, братья, сестры, он сам, мама, папа, воспитательница и др. Не следует начинать с наиболее эмоционально значимых людей (мама, папа, сам ребенок). Иногда дети формально выполняют задание методики (на вопрос о том, почему он думает, что тот или иной человек поставит его на эту ступеньку, отвечает «А здесь пусто» т.п.). В этом случае можно через несколько дней дать задание повторно, объясняя, что не обязательно разные люди должны ставить его на разные ступеньки, могут на одну и ту же. Однако такое выполнение задания также диагностично — оно может свидетельствовать о несформированности самооценки ребенка.
Так как методика «Лестница» относится к проективным методам, при интерпретации ее результатов справедливо замечание, сделанное ранее, — она не дает прямого соответствия полученных результатов самооценке ребенка. Необходимо помнить, что дети могут заменять имеющуюся реальность на желаемую (эмоционально отвергаемый мамой или группой ребенок говорит, что она или другие дети поставят его на самое высокое место). Выбор детьми дошкольного возраста верхней ступеньки может отражать и специфику возраста, а не быть показателем некритичности ребенка, его завышенной самооценки.
Методика позволяет определить не только адекватность и уровень самооценки (высокий — низкий), но и выявить ее устойчивость, противоречия (например, высокая дома, но низкая в детском саду). Отказ выполнить задание или длительные колебания характерны для детей с низкой или неустойчивой самооценкой.
В измененном виде методику «Лестница» можно использовать для анализа групповых взаимоотношений детей 5—7 лет. В этом случае применяется шкала «с кем больше всего дружат — с кем никто не дружит» и добавляется новое задание: ребенка спрашивают, кого и почему он сам поставит на ту или иную ступеньку. В силу большого количества объектов ранжирования проведение методики может быть разбито на два этапа: в первый день ребенку предлагают показать, на какую ступеньку он поставит того или иного члена группы и самого себя; во второй — выяснит его мнение о том, кто его поставит на ту или иную ступеньку.
Если в рассмотренной выше методике «Два дома» основной акцент сделан на эмоционально личностных отношениях, то такой вариант методики «Лестница» в первую очередь выявляет оценочные отношения ребенка и его представления о таких отношениях к нему со стороны детей. Поэтому сопоставление результатов выполнения заданий этих двух методик дает более полную картину взаимоотношений в группе.
Методика «Лестница» позволяет определить, кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми группы (или конкретным ребенком), насколько адекватны их представления об отношении к себе и реальное отношение к ним. Степень совпадения эмоционально-личностного статуса (по результатам использования методики «Два дома») с оценочным статусом могут рассматриваться как показатель признания ребенка группой. Объяснения детей дают возможность понять причины симпатии или антипатии группы (члена группы) к конкретному ребенку.
Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:
- Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука
- Основные принципы интерпретации. Судьбоанализ
- Тест «Кактус» М.А. Панфилова
- Цветовой тест М. Люшера
- Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антонии и Е. Бине)
- Рисованный апперцептивный тест РАТ
- Методика для изучения эгоцентризма с помощью метода «Завершение предложения»
- Методика «Рисунок семьи»
- Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада «Я в детском саду»
- Цветовой тест М. Люшера