В последние годы учреждения дополнительного образования (УДО) получили возможность включать в свой штат психологов. При этом администрация, принимая на работу специалиста, не имеет точного представления, что от него можно ожидать, чем он может быть полезен. Кроме того, у руководства может существовать иллюзия, что психолог быстро и эффективно выявит и решит проблемы данного учреждения, даже те, которые объективно не относятся к его компетенции.
Нам кажется интересным рассмотреть, какова специфика работы психолога в таком учреждении, в чем заключается отличие его работы от работы школьного психолога или психолога в психолого-консультативной службе. Также мы рассмотрим трудности, возникающие у психолога в процессе поиска своего места в системе дополнительного образования.
Известно, что школьный психолог работает с детьми, педагогами и родителями. Формально сфера деятельности психолога в УДО та же. Но если в школу ребенок ходить обязан, его никто не спрашивает, хорошо ли ему там, нравится ли, то посещение тех или иных занятий в УДО абсолютно добровольно. Ребенок свободен в выборе кружка или секции, в большинстве случаев нет обязательного посещения. Дети приходят на занятия часто по социальным мотивам – им просто хорошо с ребятами в секции, нравится отношение педагога. Для многих детей важны их достижения. Понятно, что для ребенка, не слишком уютно чувствующего себя в школе, такая отдушина является поддерживающей и терапевтической. Психолог УДО может подсказать педагогу, как лучше найти подход к такому ребенку, т.е., следуя идее Э. Эриксона, помочь создать среду, условия развития, наиболее адекватные личности данного ребенка. Это сделать проще, чем в школе, так как педагог УДО не обязан ставить отметки, он обладает бoльшими возможностями корректировки плана, программы занятий. Есть возможность фиксировать личные достижения каждого ребенка, исходя из его потенциала, не сравнивая с жесткими нормативными показателями.
Психолог пришел работать в Центр детского творчества. Он знакомится с коллективом, стилем общения, структурой отношений в данном учреждении, занимает в ней определенное место. То, какова будет позиция психолога и его функции, зависит в первую очередь от него самого. Одни организуют самостоятельную психологическую службу, предпочитая консультирование родителей и детей другим видам деятельности (Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001). При этом контакт с администрацией и педагогами носит официальный характер запроса от администрации, инициатива исходит главным образом от начальства учреждения, а психологи стремятся к сохранению своей обособленности.
Другие психологи, не найдя своего места, становятся объектом манипуляции администрации (психолог превращается в еще одного секретаря, методиста, сотрудника организационно-массового отдела и др.). Психолога активно задействуют в различных мероприятиях, не имеющих непосредственного отношения к его специальности. В последнем случае теряется специфика психологической работы.
Безусловно, психологу приходится отстаивать свою независимость прежде всего от вышестоящего руководства, которое не всегда имеет ясное представление о том, какого рода помощь призван оказывать психолог. К сожалению, в УДО функциональные обязанности психолога до сих пор остаются размытыми, что является следствием недостаточно четкого понимания специфики задач психолога. Соответственно требования к психологу и ожидания от него со стороны администрации, педагогов, родителей также носят смутный, неясный характер. На психолога возлагается ответственность за решение вопросов, не относящихся к его компетенции (создать учебную мотивацию, заставить ребенка измениться и т.д.). Поэтому психологам УДО приходится прикладывать специальные усилия для того, чтобы сделать более понятными основные цели своей деятельности и ее границы.
Это связано также с тем, что пока не разработаны четкие критерии работы УДО, нет однозначных показателей достижений психолога, тогда как в школах существует достаточно однородная структура, формы работы психолога также стандартные (Рабочая книга школьного психолога, 1995). Особенностью УДО является то, что здесь занимаются дети от 3 до 18 лет (большой возрастной разброс), нет единой государственной программы. Требования к обучающимся носят разный характер – от ознакомительных занятий до начальной профессиональной подготовки. Поэтому в каждом учреждении психологи самостоятельно разрабатывают план работы и согласовывают его с администрацией, что может послужить поводом возникновения зависимости психолога от руководства УДО.
Более того, в УДО психолог вынужден каждый раз самостоятельно решать задачу профессионального самоопределения, искать свое место для того, чтобы сохранить свою психологическую сущность. Мы считаем, и опыт общения с другими психологами УДО показывает, что психологи представляют собой альтернативную силу, если им удается сохранить свою психологическую позицию, неизбежно противостоящую по определенным вопросам позиции администрации.
Специфическими особенностями работы психологов УДО являются наличие достаточно высокой мотивации детей к посещению занятий в кружках, бoльшая открытость педагогов и др. По сравнению со школой существует еще одно важное отличие. В школе психолог вынужден уделять особое внимание познавательному развитию учеников, поскольку в школе главное – образовательный процесс. При этом на остальное, т. е. на самое главное – на развитие личности ребенка, просто не хватает ни сил, ни времени. В УДО психологи располагают бoльшим временем для индивидуальной терапевтической работы с ребенком.
Деятельность психологов УДО также отличается от того, чем занимаются психологи в медико-психолого-социальных центрах. В подобные центры обычно попадают сложные дети, часто по направлению психолога из системы образования. Это дети, требующие консультации специалиста-дефектолога, невропатолога и др., а также психотерапевтического вмешательства. Однако бывают ситуации, когда все вроде нормально, но что-то родителей тревожит. При этом к школьному психологу идти страшновато – вдруг навредишь ребенку, он же тут учится, что-то о ребенке узнают, скажут. А зайти посоветоваться в УДО, где ребенок занимается, можно. То есть клиент психологов УДО – среднестатистический ребенок, и запрос идет от родителей, которым нужна квалифицированная поддержка.
Как же психолог оказывает такую поддержку? Психолог на рабочем месте выступает в одной из ролей: как консультант (для детей, родителей, чтение лекций и т.д.), как тренер (проведение тренингов, обучение психологическим приемам работы с детьми и др.), как эксперт-аналитик (при работе с программами, оценка и анализ работы педагога) или как психотерапевт. При этом важно осознавать, чьи интересы представляет психолог (детей, родителей, педагогов, администрации). В зависимости от этого выстраивается работа психолога, формулируются конкретные задачи. Доверительные отношения налаживаются в первую очередь с той группой, интересы которой он представляет. Часто, когда в беседе с администрацией психолог напоминает, что он представляет интересы детей и педагогов, это воспринимается администрацией как личная обида. Однако такое заявление позволяет расставить приоритеты и изложить свое видение той или иной ситуации с определенной, четко обозначенной позиции. Психологу при этом не приходится «сидеть на двух стульях одновременно», напротив, открытое проявление своей позиции позволяет также открыто действовать в интересах защищаемой группы. Это вовсе не означает, что психологи «вступают в войну» со всеми остальными, кого не защищают. Они ведут переговоры от лица тех, чьи интересы представляют, а в первую очередь это интересы ребенка. Цель работы психолога часто формулируется как полноценное раскрытие личности детей, организация благоприятных условий для выявления их способностей в различных сферах, оказание поддержки, создание среды, способствующей как отдыху, так и продуктивной деятельности ребенка, и т. д. Однако такая формулировка является очень расплывчатой и не дает точного представления о функциях психолога. Ведь создание благоприятной среды для развития входит также в задачи администрации, педагогов.
Цель деятельности психолога – помочь ребенку преодолеть трудности, с которыми он не может справиться самостоятельно (Кедрова Н.Б., 2002). Тем самым психолог создает благоприятную атмосферу для развития, предпосылки для максимального раскрытия и т.д.
До этого мы больше говорили о формах взаимодействия психолога с другими структурами УДО. Теперь рассмотрим содержательную специфику его деятельности. В отличие от школы большинство педагогов УДО легче, чем учителя, идут на контакт с психологами, что можно объяснить различными причинами. Одна из них состоит в том, что многие работники УДО не имеют базового педагогического образования. Часто люди совсем не педагогических профессий (инженеры, военные, артисты цирка, художники и др.) приходят со своим хобби, которому они посвятили много лет, или профессиональными умениями к детям, чтобы передать им свои знания. Поэтому мы встречаем необыкновенный трудовой энтузиазм в сочетании с недостаточной психологической компетентностью. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда педагог стремится научить чему-либо ребенка, не имея четкого представления о его возрастных возможностях, не понимая личностных особенностей, действуя интуитивно. Роль психолога в данном случае переоценить невозможно. Тут и общая просветительская работа, чтение лекций по вопросам возрастной и педагогической психологии, психологии личности, и разбор отдельных случаев, и разработка стратегии работы с ребенком, в случае необходимости вовлечение в сотрудничество семьи.
При общении с родителями, как уже было сказано, психолог УДО имеет некоторые преимущества перед школьным психологом: родители меньше боятся сказать что-то во вред ребенку, поэтому проще достичь откровенности. В нашей практике были случаи, когда к нам обращались за консультацией по поводу школьной неуспеваемости, конфликтов с классным руководителем при наличии психолога в школе, которую посещает ребенок. Также мы сталкивались с самостоятельным обращением подростков по вопросам профессионального самоопределения и с личностным запросом.
Еще одна существенная особенность работы психолога УДО – возможность рекомендовать ребенку посещение определенного кружка или секции в психотерапевтических целях, т.е. не просто посоветовать подростку занятия в театральной студии, а назвать конкретное место, куда он мог бы обратиться. При этом есть возможность наблюдать за развитием ребенка, отслеживать динамику, давать соответствующие рекомендации педагогу, родителям.
Также хотелось бы сказать несколько слов о самой разработанной области работы психологов УДО – это дошкольные отделы типа студий эстетического или общего развития. Последнее время им приходится сталкиваться со следующей проблемой: требования при поступлении в школу достаточно велики, поэтому родители хотят, чтобы ребенка где-то подготовили, лучше в привычной студии, куда он уже ходит, где ему нравится. Поэтому наряду с ритмикой и рисованием в программу вводятся чтение, письмо, математика. Происходит обыкновенное натаскивание, приводящее порой к отрицательной учебной мотивации. Психолог просто необходим при разработке программ и методик проведения таких занятий адекватно возрасту.
Важнейшее место в деятельности психолога занимает профилактическая работа, и психолог в УДО не является исключением. Сейчас много говорят о росте наркомании, числа девиантных подростков, детей группы риска, чему способствуют установки, транслируемые с экранов телевизоров, современными журналами и пр. Молодой человек, личность которого только формируется и рефлексия которого развита недостаточно, не готов этому противостоять. Тренинги, проводимые психологами в УДО, молодежные клубы при их участии являются той самой «прививкой». Подросток, нашедший дело по душе или просто хороших ребят в стенах УДО, не пойдет во двор искать компанию, «где его понимают».
То есть специфика работы психолога в УДО заключается в тех возможностях, которые дает соединение профессионального инструментария с воспитательными и образовательными средствами УДО. Однако те же самые условия порождают значительные трудности.
Тренинги и обучающие семинары – самая видимая часть работы психолога УДО, производящая наибольшее впечатление на педагогов, администрацию, родителей. При этом по форме она похожа на то, что всегда делали в УДО и до прихода психолога. Более того, рискнем заявить, что подобная работа проводилась ранее. Что такое районный пионерский штаб, как не социально-психологический тренинг? И это несколько затрудняет нашу работу: когда узнаваема форма, не всегда задумываются о содержании и новых методах. И то, что психологи используют известные игры, приемы как средство для достижения других целей, надо объяснять, показывать.
Непонимание специфики работы психолога часто приводит к тому, что его пытаются задействовать на всех работах сразу. Изменить это можно только одним способом: четко определять и отстаивать профессиональные рамки. Мы не считаем, что нужны какие-то особые нормативы. Учитывая разнообразие и многоликость УДО, нужна программа, в которой каждый психолог ответит для себя, что он будет делать на данном рабочем месте, как и на каком основании, как предполагает согласовывать свои действия с администрацией и т.д. Надо сказать, что это представляет большую сложность именно в силу размытости функций психолога. Потому что, прежде чем психолог сможет направлять разных детей в уже существующие коллективы и продолжать наблюдение, ему придется потратить много сил на установление контакта с педагогами, завоевание доверия, и многие специалисты уходят из УДО на этой стадии.
В заключение отметим неудовлетворенную потребность психологов УДО городского подчинения в профессиональном сообществе, в повышении своей квалификации. Необходимы курсы, отвечающие специфике указанных учреждений. При полном отсутствии финансирования обучения и сильнейшем желании и необходимости развития профессиональных качеств психологи оказываются в катастрофической ситуации, у них возникает чувство профессиональной и личностной несостоятельности, тогда как грамотно построенная учеба могла бы значительно продвинуть имеющих огромный практический опыт специалистов.
Литература
- Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994.
- Бурменская Г.В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
- Венгер Л.А. Психологическое консультирование и диагностика. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1998.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 1997.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.
- Слободчиков В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.
- Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1992.
И.Я. Лейбман
Н.Ю. Шувалова
Похожие материалы в разделе Педагогика:
- Профессиональная компетентность педагога
- Занятие 9. «Звездочеты»
- Три постулата технологии урока
- Обобщающее упражнение 1
- Организация и логика педагогического исследования
- С добрым утром!
- Рекомендации родителям – Как творчески развивать ребенка
- Диктант «Случай с гусями» 7 класс
- Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому
- Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак