Педагогика ↓

Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования

Современное образование ищет пути совершенствования образовательной практики, направленной на повышение базовой культуры подрастающего поколения. Нацеленность современного образования на становление базовой личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая культура, приводит к необходимости решения ряда проблем. К ним относится разработка понятия «базовая культура учащихся» как целевого ориентира образования. Отказ от традиционных ЗУНов как основных показателей, определяющих эффективность образовательной деятельности, делает актуальной проблему определения сущности, структуры понятия «базовая культура школьника» во всей полноте ее составляющих, показателей, уровней, соответствующих современным представлениям о человеке. При всем многообразии попыток определения культуры человека, личности, выделения ее составляющих (В.С. Библер, О.С. Газман, В.Е. Давидович, М.С. Каган, В.С. Степин, И.Ф. Харламов и др.) проблема до сих пор остается неразрешенной.

Основываясь на многочисленных философских, культурологических, психологических, педагогических исследованиях, мы рассматриваем культуру человека в единстве ее трех основных составляющих: аксиологической, процессуально-деятельностной и творческой.

Предметом нашего анализа является общая, базовая культура школьника как ориентир современного образования. Именно она должна стать предметом освоения в школьном возрасте. Такая постановка проблемы определяется прежде всего функциями культуры. Систематизируя многочисленные исследования, можно выделить следующие основные функции общей культуры человека.

  1. Репродуктивно-трансляционная – сохранение и передача того нового во взглядах, традициях, теориях, методах, способах деятельности, ценностях, а также достижение определенного личностного культурного уровня, которое создало бы преемственность поколений, не позволило бы последующим поколениям скатиться назад и подготовило бы условия для прогресса человечества.
  2. Конструктивно-адаптационная – обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей, обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств.
  3. Регулятивно-корректирующая – обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.
  4. Развивающая – активизация процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.
  5. Проектировочно-ориентационная – ориентирование, планирование в процессах жизненного самоопределения, сознательное проектирование, «построение» человеком своей жизни, судьбы, разрешение возникающих в жизни кризисов.
  6. Гармонизирующе-профилактическая – гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой «Я-концепции», состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной жизни человека, повышение качества жизни, степени удовлетворенности.
  7. Продуктивно-порождающая – обеспечение прогресса, обновления индивидуального и общественного человеческого бытия во всех сферах жизни.

Базовая культура личности имеет множество видов. Каждый из них в той или иной мере выполняет названные выше функции. Вместе с тем по существующим исследованиям можно сделать вывод о том, что основания для классификации видов не выделены. В современной философской, психологической, социологической, педагогической и другой литературе широко используются понятия: коммуникативная, духовная, физическая, нравственная культура и т.д. Довольно распространены онтологический и феноменологический подходы в выделении видов культуры личности: культура межличностных отношений, культура поведения, культура общения, культура умственного труда и т.д. Также встречаются такие понятия, как экологическая, эстетическая, информационная культура и т.д.

В результате теоретического анализа нами было предложено три основания, в соответствии с которыми могут быть выделены виды базовой культуры школьника:

  1. онтологическое основание характеризует связь с основными сферами бытия человека: культура семьи и быта, культура досуга и т.д.;
  2. феноменологическое основание подразделяется по видам потребностей человека и соответствующим им видам активности, деятельности: коммуникативная, игровая культура, культура познавательной деятельности, труда, эмоций и чувств, личной безопасности, физическая, нравственная, сексуальная культура, культура жизненного самоопределения и т.д.;
  3. научное основание характеризует виды культуры личности в соответствии с областями наук и искусства, отражающими культурный опыт человечества (математическая, психологическая, экономическая, филологическая, историческая, экологическая, художественно-эстетическая, педагогическая и т.д.).

Исходя из понимания культуры как: а) специфически человеческих способов деятельности; б) совокупности духовных ценностей; в) процесса самореализации творческой сущности человека, мы осуществили попытку выделения структурных элементов общей базовой культуры человека и на этой основе разработки образовательных программ. При этом мы следовали определенным в философии и культурологии компонентам культуры (нормы, знания, значения, ценности, символы и др.). Нами выделены следующие компоненты общей культуры человека: 1) когнитивный (грамотность); 2) компетентность; 3) ценностно-смысловой; 4) рефлексивно-оценочный; 5) культуротворческий.

Основанием для выделения компонентов является специфика содержания и функций каждого из них. При относительной самостоятельности между отдельными компонентами существуют связи, отражающие генезис культуры личности, представленность процесса и результата культуроосвоения и культуротворчества. Отражая генезис культуры личности, они наиболее соответствуют задаче организации процесса целенаправленного освоения культуры в образовательной системе.

Выделенная структура является общей для любого вида базовой культуры школьника. Вместе с тем не все ее виды целенаправленно, полноценно и систематически осваиваются в школе; в частности, это относится и к психологической культуре. Психологическое образование, как правило, не включается в содержание общего среднего образования, поэтому уровень психологической культуры подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Вместе с тем именно от достаточно высокого уровня психологической культуры зависят и качество жизни человека в целом, и его успехи в общественно-профессиональной деятельности, и счастье в личной жизни.

Перейдем к характеристике содержания общей психологической культуры, учитывая значимость проблемы ее освоения в школьном возрасте.

Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.

Под грамотностью мы понимаем вслед за Е.А. Климовым, Б.С. Гершунским, Б.С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность – это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку. Разумное и обоснованное ее повышение не должно приводить как к негативным последствиям в развитии личности, так и к беспредельному увеличению учебной нагрузки, снабжению детей невостребованными знаниями.

В определении психологической компетентности мы придерживаемся определения, данного М.А. Холодной, которая считает, что компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности. Она означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем и предполагает соединение обобщенных психологических знаний с знаниями о себе, конкретном человеке, ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность, систему личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Эти характеристики составляют основу внутреннего мира личности. В отличие от норм ценности предполагают выбор какого-либо объекта, потребности, способа и т.д. Становясь мотивами поведения, они переходят в ценностные ориентации личности.

Ценностно-смысловой компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ее направленность. Иерархия ценностей и смыслов, мировоззрение, убеждения и идеалы составляют содержательную сторону структуры и направленности личности.

Очевидно, вслед за понятиями «педагогическая направленность», «эстетическая направленность» можно также выделить «психологическую направленность» личности, сущность которой пока остается неизученной. Мы считаем, что общая психологическая направленность личности – это направленность на внутренний, душевный, психический мир человека, выраженный и устойчивый интерес к нему, активное стремление строить отношения и деятельность на основе учета психологических особенностей людей. Преобладающая, особая внутренняя позиция – психологическая (в отличие от педагогической, правовой и др.). Для этой направленности характерно то, что человек, его внутренний мир стоят как бы в центре индивидуальной системы ценностей.

Индикаторами психологической направленности личности являются:

  • выраженный и устойчивый интерес к психологическим знаниям, психологическому аспекту действительности, внутреннему миру человека;
  • выбор деятельности, соответствующей направленности на внутренний мир человека;
  • психологическая позиция.

Рефлексия представляет собой осмысление человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия – главное интеллектуальное средство самопознания и саморегуляции, выступающее как механизм развития и саморазвития личности. В работах С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, И.С. Кона, И.И. Чесноковой, В.В. Столина убедительно показано, что самосознание принимает непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, оно является важным условием личностного благополучия, влияет на развитие качеств личности и т.д. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни развития.

Рефлексия человека как субъекта психологической культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня психологической грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы, культуротворчества.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является «не только творением культуры, но и ее творцом» (К.А. Свасьян). Объектом психологического творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. Взрослым необходимо достичь понимания того, что ребенок является со-творцом взаимоотношений, общения, деятельности, жизни. Непонимание этого влечет за собой ограничение творческой активности детей. Опираясь на достигнутый уровень культуры, они создают новые способы действий и поведения, способы и формы общения, творят в себе Человека. Творчество может проявляться в отношении норм (нормотворчество), новых личностных смыслов (переоценка ценностей, смыслотворчество), знаний (открытия, теории и т.д.), способов деятельности, собственной жизни (жизнетворчество, жизнепреобразование, построение своего будущего) и себя самого (определение перспективы личностного роста, самосовершенствование).

Культуротворчество мы рассматриваем как высшее проявление культуры личности, касающееся всех вышеназванных составляющих.

Может ли быть решена проблема построения базиса психологической культуры школьников средствами психологических служб? Наш многолетний опыт показывает, что это нереально в условиях, когда на одного психолога приходится около 500 учащихся. Во многом процесс становления психологической культуры остается стихийным, а эпизодическая работа с отдельными группами учащихся недостаточна для достижения значимых результатов по психологической культуре в целом. В связи с этим особенно актуальной является разработка учебных программ, связанных с психологическим аспектом человекознания. В последние годы экспериментально доказана эффективность ряда психологических и интегрированных курсов (Ю.М. Забродина и М.В. Поповой, Г.К. Зайцева, Л.А. Шустовой и др.). Вместе с тем как положительный, так и негативный опыт внедрения аналогичных курсов в последнем десятилетии свидетельствует о наличии ряда препятствий на пути экстенсивного совершенствования содержания образования. Прежде всего возможности внедрения учебных курсов ограничены существующими нормативными документами, определяющими максимальную учебную нагрузку школьника. Анализ преподавания некоторых учебных предметов (валеология, психология, этика, ОБЖ и др.) зачастую обнаруживает их разрозненность, дублирование содержания, недостаточность проработки концептуальных основ и механизмов интеграции.

В связи с существующим положением в образовательной практике возникла необходимость в учебном предмете, целостно и многоаспектно раскрывающем мир человека, помогающем ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться в жизни, адаптироваться в социуме. Таким учебным предметом может стать «человекознание» при условии наполнения его содержанием, адекватно отражающим задачи данного аспекта гуманитарного образования. Возможно, на одних этапах обучения является эффективной дифференциация, на других – интеграция отдельных аспектов человекознания в одном учебном предмете. Эта проблема требует специального исследования.

Вместе с тем наше исследование показало, что уже младший школьный возраст является сензитивным в плане приобщения детей к отдельным элементам психологической культуры, и, следовательно, психологическое образование важно начинать с первого класса. Опираясь на представление о том, что детская картина мира целостна, синтезирована, мы разработали и экспериментально проверили (совместно с О.Г. Холодковой) эффективность авторского интегрированного курса «Человекознание», включающего психологический, валеологический и этический аспекты в начальной школе. Диагностика психологической культуры выпускников начальной школы показала, что наиболее значительные достижения касаются таких компонентов, как психологическая грамотность (расширение сферы представлений о человеке и себе), коммуникативная компетентность, поведенческая и коммуникативная рефлексия, система межличностных отношений, положительные стремления, интерес к внутреннему миру человека (и в том числе самого себя).

Разработка и внедрение курса «Человекознание» в средней школе позволили нам определить показатели оптимального уровня психологической культуры выпускника средней школы, которые могут служить своеобразным ориентиром образовательной деятельности.

  1. Осознание различий научной, паранаучной и житейской (обыденной) психологии, специфики психологического познания, его средств и методов, роли психологии в жизни человека и общества, отличий психологии от пограничных областей знаний о человеке.
  2. Освоение эмпирических и теоретических понятий, представлений из различных отраслей психологии, имеющих наибольшее значение для дальнейшей личной и общественной жизни (независимо от специфики профессиональной деятельности).
  3. Познание себя, своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, необходимых для выбора профессии, самосовершенствования, самореализации, построения эффективных и удовлетворяющих личность межличностных отношений.
  4. Понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания, индивидуальные особенности в общении, взаимоотношениях, поведении, умение занимать определенную психологическую позицию в различных ситуациях.
  5. Освоение «номенклатуры» средств и способов познавательной деятельности (перцептивной, мнемической, интеллектуальной, имажитивной), общения, анализа различных ситуаций, самоорганизации, саморегуляции, владение семиотической составляющей общения, познания и поведения.
  6. Готовность к самообразовательной деятельности, в том числе в области человекознания, самоопределению, самосовершенствованию, самопроектированию, а также реальный опыт самоосуществления в этих направлениях.
  7. Овладение базисными коммуникативными умениями (около 50), среди которых умение вступать в контакт, слушать другого, обратиться с просьбой, оказать и принять сочувствие, поддержку, умение сказать «нет» адекватно ситуации, оказывать и принимать знаки внимания, реагировать на справедливую и несправедливую критику, понимать состояние другого человека, анализировать мотивы поведения другого человека и свои собственные, благодарить, прощаться, извиняться.
  8. Преобладание позиции на равных в общении, готовность к сотрудничеству, совместной деятельности.
  9. Свободное самовыражение, самопредъявление, отсутствие скованности и закомплексованности (умение выражать свои чувства и мысли).
  10. Выработка идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, стремлений, принципов, в основе которых лежат гуманистические общечеловеческие ценности.
  11. Интерес к внутреннему миру человека и своему собственному, бережное и щадящее отношение к индивидуальности и уникальности каждого человека.
  12. Сформированность стремлений поддерживать хорошую физическую и психическую форму, развивать нравственные качества, самосовершенствоваться в намеченной области (областях), заниматься самообразованием, жить по законам Истины, Красоты и Добра, быть полезным членом общества, выстраивать свою жизненную перспективу, стремиться к жизнетворчеству. Сформированность разумных потребностей.
  13. Принятие ответственности за свои действия, свой выбор, вера в свои силы и возможность контролировать события собственной жизни, преобладание внутренней локализации контроля.
  14. Самоидентификация согласно полу и возрасту во времени и пространстве социума и культуры.
  15. Сформированность познавательных, профессиональных интересов и готовности к выбору профессии на основе учета необходимых объективных и субъективных условий.
  16. Благополучная, близкая к адекватной самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение.
  17. Развитая рефлексия, активное и оправданное обращение к ретроспективной и перспективной, коммуникативной, познавательной и личностной рефлексии. Анализ и сравнение своего поведения, поступков, действий с социально принятыми нормативами, ожиданиями других людей, дифференциация «Я-реальное», «Я-зеркальное», «Я-идеальное».
  18. Удовлетворенность своей жизнью, самореализацией, полноценное проживание настоящего, следуя принципу «здесь и теперь», ощущение осмысленности и наполненности собственной жизни, состояние внутренней непротиворечивости между возможным и желаемым, отсутствие фрустрации в отношении жизненных перспектив, построение их в соответствии со своими возможностями.
  19. Творческий подход к делам, отношениям, пониманию человека с проявлением гибкости, самостоятельности, критичности в отношении противоречивой информации, воздействий.
  20. Развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт, поиск новых форм и способов поведения, общения.

Эти показатели могут быть лишь частично достигнуты в тех школах, где в программу не включены практически ориентированные курсы, связанные с человекознанием, направленные на систематическое изучение человека. Названные показатели могут находиться у учащихся как бы в зоне нереализованных возможностей, если ни семья, ни образовательная система, ни сам школьник не работают в этом направлении.

В заключение еще раз подчеркнем, что, во-первых, без базовой психологической культуры не может быть решена проблема полноценного содержания общего образования, так как этот пласт культуры существенным образом определяет жизнь и социализацию человека. Во-вторых, базис психологической культуры учащихся не может быть создан только усилиями психологической службы школы, необходимы разработка и включение в учебные планы школ курсов, связанных с психологическим аспектом человекознания. В-третьих, требует разработки и операционализации само понятие «базовая культура человека» во всех ее аспектах как целевой ориентир образования.

Литература

  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
  • Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. – Кемерово, 1993.
  • Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989.
  • Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М , 1998.
  • Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов-на-Дону, 1997.
  • Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. В 2 ч. – М., 1994.
  • Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 1998.
  • Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
  • Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология». – М., 1988.
  • Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. – Барнаул, 1999.
  • Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.
  • Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. пособие. – М., 2000.
  • Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997.
  • Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. – 1987. – №6.
  • Столин В.Д. Самосознание личности. – М., 1983.
  • Харламов Ю.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 1999.
  • Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – Томск; М., 1997.
  • Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

Л.С. Колмогорова

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *