Colere – по-латыни «возделывать почву». Труд педагога сродни труду земледельца: велики затрачиваемые усилия и зависимость их результата от природных процессов, стихия может загубить дело, а плоды труда порой приходится ждать долгие годы.
Культура общества как целое складывается из «высокой» культуры, культуры «рыночной» – массовой (поп-культуры) и народной, «низовой» культуры.
Психология в XX в. перестала быть научной экзотикой и превратилась в «нормальную» науку, стала равноправной в ряду других, не менее уважаемых областей человеческого знания: физики, химии, биологии, лингвистики и т.д. Психологическая практика превратилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности и приносит специалистам, которые решают психологическими методами проблемы людей, регулярный (хотя и не очень большой) доход. Следовательно, психологическое знание практично, операционально, а психологическая деятельность эффективна – приносит реальную пользу людям. Наконец, психология превратилась в существенную часть нашей повседневной жизни. Во всех книжных магазинах отдел «Психология» самостоятелен и заполнен массой книг. Специальность психолога стала одной из самых престижных Конкурсы на факультеты психологии МГУ и РГГУ доходят до 13 человек на место. В США профессия психолога входит в десятку наиболее престижных. Каждая американская семья, принадлежащая к среднему классу, имеет семейного адвоката, врача и психолога.
Психологическая культура как составная часть системной культуры общества также многослойна. В нее входят: 1) обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей; 2) психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.); 3) психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.
Новым феноменом XX в. стало возникновение массовой психологической культуры, так называемой поп-психологии, которая, взаимодействуя с другими составляющими и сферами массовой культуры, породила психологическую поп-литературу, психологизированные кино- и телефильмы, в которых психологи, психоаналитики и психотерапевты выступают в главных ролях (заметно искажая и вульгаризируя реальную деятельность практического психолога, ее цели и нормы).
Психолог и в нашей стране, и за рубежом выступает с телеэкранов, дает комментарии важнейших событий, оценивает поведение людей и т.д.
Научные психологические термины вошли в повседневную речь и стали если не общеупотребляемыми, то, по крайней мере, общепонятными. «Экстраверт», «аутист», «тревожность», «интеллект», «комплекс неполноценности», «сублимация», «инсайт» – эти термины входят в словарь естественного языка. На базе поп-психологии возникает и поп-психологическая практика: группы встреч, клубы общения, интеллектуальные олимпиады и т. д. Здесь надо отметить отличие поп-психологии от популярной психологии. Если последняя имеет своей целью донести до читателя достижения психологической науки в занимательном, но максимально психологическом виде, не суля сиюминутного эффекта от применения знания на практике, то поп-психология обещает все и сразу. Как завоевать мужчину, добиться успеха в бизнесе, повысить свой творческий потенциал, развить память и не остаться одинокой – всему можно научиться, прочитав несколько книжек по 8-10 печатных листов. Отдельно стоит литература по психологическому тестированию. На Западе психологический тест столь же обыденный инструмент, как и термометр. У нас в стране приближается момент тотального внедрения психологических и педагогических тестов в практику.
Главным распространителем психологической поп-культуры (включая дистанционную психодиагностику) на сегодняшний день является Интернет. Большинство так называемых психологических сайтов заполнено не очень качественной, но весьма ярко упакованной и доступной для понимания психологической информацией. На первом месте стоит НЛП, затем следует психоанализ и т.д. Независимо от воли и целенаправленных усилий психологов и педагогов психологическая культура в виде поп-культуры становится достоянием масс, и в первую очередь склонных к самопознанию подростков, юношей и девушек, читающих книжки и путешествующих по интернет-сайтам.
Вхождение психологических терминов в повседневную речь приводит к преобразованию системы значений обыденного языка и, хотим мы этого или нет, влияет на изменение картины мира детей, которая складывается в самом раннем возрасте.
Тем самым психолог и педагог, стремящиеся привить психологическую культуру, имеют зачастую перед собой не tabula rasa, а маленького человека, который каким-то образом к психологической культуре уже прикоснулся. Более того, развитие научно обоснованной психологической практики приводит к тому, что контакт с психологом будет столь же привычным делом, как и посещение врача в поликлинике или обращение к юристу-консультанту.
Существующий и все более углубляющийся разрыв между академической психологией, практикой, образованием и психологической массовой культурой не является крайностью или «капризом» истории. Он следствие динамики развития человеческой культуры в XX в.
Прибегнем к метафоре. Назовем модель развития культуры «моделью растущего дикобраза» или, если угодно, «ежа». На остриях игл, символизирующих отрасль знания и указывающих направления их развития, – специалисты, наиболее продвинутые в своей области, обеспечивающие рост «кончика иглы» – добычу нового знания. Они все больше и дальше удаляются друг от друга в пространстве знаний. Все меньше специалистов одного профиля понимают, что делают их коллеги, тем более специалисты из других областей, число «игл» все растет. Появляются новые научные направления.
Кроме того, оригинальные исследователи все дальше продвигаются от «тела цивилизации» – массы, потребляющей знания, от тех, кому предназначены эти знания и практические рекомендации. Утрачивается понимание между исследователями разных уровней и прикладниками. Только вера в науку и авторитет, накопленный веками, заставляют выделять ассигнования на деятельность, результат которой малопонятен даже экспертам. Причем не каждое открытие имеет очевидное практическое приложение. Как следствие, возрастает значение коммуникаций и коммуникаторов, «межпредметных трансляторов», переводчиков знания с языка одной научной дисциплины на другой (горизонтальная коммуникация). Возрастает значение синтетических научных дисциплин (информатика, системный анализ, синергетика). Увеличивается роль популяризаторов и прикладников, которые призваны осуществлять вертикальную коммуникацию – перенос нового научного знания в повседневную человеческую жизнь: оно должно быть и / или понятно, и / или практично.
Поп-психологию я расцениваю как деятельность по приближению академического знания к уровню потребителя ценой вульгаризации, упрощения и утраты реальной (а не декларируемой) практической эффективности этого знания. Идеал такой деятельности – универсальный рецепт (как жить) для всех и каждого в любое время и в любых условиях.
Отсюда вытекает кардинальный вопрос: если психология должна стать обязательной составляющей школьного (основного и дополнительного) образования, если психологическая культура должна стать составляющей общеобразовательной культуры ученика, то о какой психологии идет речь и как ее преподавать? Психология может стать учебным предметом наряду с химией, физикой и другими естественными науками – объективно-ориентированной дисциплиной об общих закономерностях психического отражения и регуляции поведения, индивидуально-психологических различий и развития психики. Психология может быть дисциплиной практической, опирающейся на стремление детей решать проблемы своей адаптации к людям и повседневной жизни, на жажду подростков познать себя и других людей. И в этом случае она преобразуется в некий вариант школьной психотерапии, в ходе которой любой ученик познает свою личность, учится понимать других людей и строить свое поведение на основе психологического знания. Наконец, возможен третий вариант – превращение психологии в занимательную игру в духе книг из серии «Сам себе психолог», игру по раскрытию своих возможностей, познанию другого и т.д. Психология – это то, что интересно. Но все ли в психологии интересно, забавно и не требует умственного напряжения и духовных усилий?
Академик П.Л. Капица как-то сказал, что наука – вещь веселая, простая и интересная. Однако любое научное знание для своего постижения требует хотя бы минимального интеллектуального усилия, а не только известной интеллектуальной инициативы.
Разумеется, бессмысленно давать школьникам содержание современной фундаментальной психологии. Школьный курс математики по своему содержанию соответствует лишь уровню математической науки конца XVII – начала XVIII в., школьная физика соответствует уровню физической науки конца XIX – начала XX в. За пределами школьного образования остаются современная лингвистика и геология, культурология и социология, биофизика и космология. Психологическая наука – огромная отрасль знаний с развитой системой методов и своим математическим аппаратом. Но является ли это основанием для того, чтобы отодвигать предметное содержание психологии и, опираясь на тягу подростка к познанию себя и своего места в мире людей, реализовывать лишь призыв дельфийского оракула «Познай себя»?
Интеллектуальное усилие не единственный барьер на пути психологического познания.
Почему-то формирование психологической культуры в последнее время стали связывать с субъективизацией, гуманизацией и гуманитаризацией обучения в системах как дополнительного, так и обязательного среднего образования.
Рассмотрим эту проблему в деталях. Психологическое знание лишь отчасти можно назвать гуманитарным. Более того, вся фундаментальная психология основывается на естественно-научной методологии. Методы «понимающей психологии» применяются в психологии личности и социальной психологии, но лишь в сочетании с экспериментальным исследованием и систематическим наблюдением. Гуманитарное знание есть знание о человеческой культуре. Науки об обществе не входят в его структуру. Психология тем более. Гуманизация обучения предполагает отношение к любому учащемуся как к уникальной личности, как к самоценному субъекту, обладающему инициативой и свободой выбора. Психологическое знание является как бы главным средством гуманизации образования. Но является ли гуманистическая модель человека как существа, изначально творческого, стремящегося к самореализации, активного и независимого, оправданной и научно обоснованной? Более того, христианская модель человека как носителя и доброго, и злого начал, требующая от личности внутреннего преодоления греховных устремлений, не является ли она более приемлемой, чем гуманистический подход, ставящий человеческую индивидуальность на пьедестал? Христианская модель человека рассматривает его как несовершенное, но стремящееся к совершенству существо. Бог выше и совершеннее человека. «Если Бога нет, то все дозволено» (Ф.М. Достоевский). Гуманизм вырождается в культ индивидуализма.
Субъективизм в психологическом образовании, направленный на пробуждение в ученике внутренней жизни и познание себя, опирается на обостренный интерес ребенка к своему психическому миру, а не к психологическим особенностям других людей. Этот интерес обусловлен трудностями адаптации к социуму и предполагает высокий уровень интеллектуального развития и саморефлексии.
И здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой, а именно – с экстравертной установкой сознания. Средний взрослый человек редко задумывается об отличии своей субъективной реальности от объективной. Более того, любой из нас – «наивный реалист». Образ внешнего мира, являющийся нашим переживанием, возникающий в головном мозге, отнесен во внешний мир за пределы тела. На этот парадокс психического отражения обращал внимание А.Н. Леонтьев. Некоторые исследователи считают экстравертное внимание продуктом западной культуры. В противовес ее экстравертности индийская культура является интровертной, сосредоточенной на взаимодействии индивида со своей субъективной реальностью, точнее, с той ее составляющей, которая соотносима с единым духовно-телесным «Я». Отсюда методы саморегуляции и анализа своих переживаний, характерные для ряда направлений индуизма и буддизма.
Человек осознает принципиальную разницу субъективной и объективной реальностей в том случае, если психика как-то манифестирует себя: в иллюзиях, галлюцинациях, измененных состояниях сознания. Он осознает разницу психических миров, когда видит резкие различия в поведении людей и сам получает от них соответствующие оценки своего поведения.
Наиболее типичное измененное состояние сознания – это сон. Отсюда интерес ко сну, толкованию сновидений, гипнозу и пр. Наивный человек считает, что психики у него нет, а проявляет она себя лишь в аномальных, необычных явлениях. Равным образом мы не подозреваем о существовании у себя печени, пока она не заболела, а врач не говорит нам, что заболела именно печень.
Опираясь на субъективистский подход к изучению психологии, мы рискуем эксплуатировать психологическое неблагополучие детей и психологические проблемы, возникающие в их нелегкой детской жизни. За бортом подобного просвещения останутся наиболее благополучные дети и дети с недостаточно развитой рефлексией.
Не хотелось бы, чтобы психология стала во главе движения образования в сторону от естественно-научного подхода, от объективизма к субъективизму. Превращение образовательной среды только в психотерапевтическую или психоконсультативную было бы нежелательно. Не следует подменять психологию психотерапией, а учебную деятельность игрой.
Гуманизация и гуманизм не столь уж позитивно окрашенные термины, и за ними скрывается неоднозначное предметное содержание. Человеколюбие не тождественно гуманизму, а требовательность к человеку развивающемуся не тождественна «директивной», «тоталитарной», «авторитарной» и прочей педагогике.
Психология – одна из наиболее практичных научных отраслей, если их можно ранжировать по уровню практичности. Однако психология – объективное знание, наука о совершенно особой реальности, которую мы привыкли называть субъективной, требующая интеллектуального усилия для овладения этим знанием.
В конце концов, только наша субъективная реальность является базовой. Великий Э. Мах вслед за Г. Фехнером считал, что есть лишь три науки: физика – наука об объективной реальности, психология – наука о субъективной реальности и психофизика – наука об отношении субъективной и объективной реальностей.
К сожалению, до сих пор многие, даже образованные и входящие в различные академические корпорации люди продолжают смешивать психологию с психиатрией, а человека, обладающего психикой, считают «психом», хотя в этом смысле «психи» мы все. Поэтому психология является, может быть, единственной наукой, не нуждающейся в том, чтобы обосновывать право на существование, ибо ее предмет явен для каждого: все испытывают желания, переживают радость и горе, мыслят и воспринимают мир, видят сны и ощущают боль и холод. А это значит, что психология должна быть одним из главных предметов среднего образования, хотя бы дополнительного. В начале XXI в. это нормально.
В.Н. Дружинин
Похожие материалы в разделе Педагогика:
- Программа «Золотой ключик»
- Правила дружбы
- Типология проституции
- Глагол
- Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда (семинар)
- Основные функции педагогической деятельности
- Закрепление умения находить проверочное слово
- Имя существительное
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Поиск орфограмм