…Бракоразводный процесс окончен. Решены материальные проблемы, начинается новая повседневная жизнь. Каждый из родителей теперь имеет право на свою личную жизнь. Одни люди мирятся с разводом быстро, другие привыкают к новому положению более длительное время. Взрослый человек, безусловно, наконец все переживет и перестрадает.
А что же происходит с ребенком? С самого раннего возраста он рос в окружении своих близких, прежде всего бабушек и дедушек, родственников и друзей отца и матери. Теперь этот круг людей, эти связи могут быть нарушены.
Существует мнение, что взаимоотношения между бывшими супругами и их родственниками должны быть прерваны навсегда, чтобы ребенок и оставшийся с ним родитель могли как можно быстрее порвать с прошлым. Такое решение проблемы весьма спорно. Причины и поводы, по которым враждуют родственники, могут быть разными. Часто невестка не ладит с родителями мужа. Иногда антипатия к ним возникает еще до развода. Возможно, что она появилась обоснованно. Иногда это недовольство зреет во время распада семьи. То же самое можно сказать и о тещах, которые по каким-либо причинам недолюбливают своего зятя, а после развода дочери начинают его ненавидеть. Однако своего отношения к зятю они почти никогда не переносят на внучат.
Ссоры супругов должны были бы оставаться только их делом и не касаться старшего и младшего поколений. Дети обычно любят своих бабушек и дедушек, которые проводят с ними больше времени по сравнению с постоянно занятыми родителями. А во время развода дети чаще всего бывают на попечении бабушек, так как измученным родителям стало некогда заниматься детьми.
Относительно легче решается эта проблема в тех семьях, где дети эмоционально сильнее связаны с отцом и матерью того родителя, с которым они остаются после развода. Бабушку с «другой стороны» внуки забывают обычно быстрее, если они привыкли видеть ее редко и получать от нее подарки только на новогодний праздник. Значительно тяжелее бывает ребенку, который вырос на руках бабушки и дедушки, с которыми теперь ему приходится расставаться, так как мать уезжает из этой семьи после развода с мужем и забирает с собой ребенка. Возможно, что со временем ребенок отвыкнет от бабушки и дедушки. Новые жизненные условия, другое окружение, иные интересы могут завладеть ребенком, он может быстро забыть о прошлом. Но есть и вторая сторона. Очень часто развод бывает намного тяжелее для родителей разводящихся супругов, чем для них самих. А мысль о том, что они расстаются с любимыми внуками, становится для них трагедией…
…Я сидела со своей маленькой дочкой в парке. К нам подсела бабушка с внучонком в коляске. Она посмотрела на меня и сказала: «Прекрасно быть матерью, материнская любовь велика, но быть бабушкой – это чудо. Проявление чувств здесь, пожалуй, сильнее, чем даже к собственным детям. Вы молоды, вся жизнь у вас еще впереди, а мы, старые, молодеем со своими внучатами».
Разведенным супругам необходимо стремиться сохранить отношение своих детей к бабушкам и дедушкам. Они должны оставаться для ребенка такими же любимыми, какими были до развода отца и матери.
…Это было нелегкое решение. После развода мать с ребенком переехала в другую квартиру, а отец остался на прежнем месте со своими родителями. Конфликт между родителями ребенок воспринял сравнительно спокойно. А вот разлуку с бабушкой он перенести не мог, так как был очень к ней привязан. Бабушка тоже трогательно любила внучку.
Перед невесткой встал вопрос: «Следует порвать эту связь или она должна уступить (это было очень нелегко)? Разрешить ли девочке приходить в тот дом, который она уже не может считать своим?»
Бабушка и дедушка со стороны матери жили далеко, поэтому ребенок не был к ним привязан. Разведенная невестка нашла в себе силы и не отняла у старых людей любимую внучку, а у дочери – бабушку с дедушкой. Время сгладило трагедию, а отношения невестки к родителям бывшего мужа остались такими же, какими они были в первые годы совместной жизни. Постепенно исчезли бывшие раздоры и неприятности. Бабушка прекрасно понимала, что невестка может запретить девочке посещать ее, а невестка ценила ту помощь, которую ей оказывала бабушка. Во время болезни ребенка бабушка неотлучно находилась около девочки. В период выздоровления она жила у бабушки, поэтому мать ребенка могла спокойно ходить на работу.
Однако подобная ситуация совсем не проста. Она требует с обеих сторон большого такта и терпения. Обе стороны не должны допускать каких-либо отрицательных высказываний и действий против отца или матери ребенка. В приведенном примере время от времени возникали неприятности из-за того, что бабушка старалась оправдать своего сына в глазах ребенка. При этом ничего плохого о матери она не говорила, однако девочка иногда приходила от бабушки молчаливой, вела себя замкнуто и только через несколько дней рассказывала о происшедшем.
Следовательно, подобную проблему можно решать только в тех семьях, у членов которых достаточно такта, доброты, объективности и умения разумно взглянуть на создавшуюся ситуацию. Если дети находятся в атмосфере, в которой постоянно оскорбляют их родителей, если они подвергаются бестактным расспросам, выслушивают едкие замечания, то можно считать, что воспитание этих детей находится в большой опасности. С педагогической и психологической точек зрения в таких случаях лучше ограничить отношения ребенка с бабушкой и дедушкой редкими встречами. Можно приглашать бабушку с дедушкой в гости, чтобы не усложнялось воспитание ребенка и не нарушалась его повседневная жизнь.
Во время развода супругов суд обычно определяет отношение разведенных родителей к ребенку. Объективно, кратко и строго официально констатируется право уходящего из семьи родителя видеть ребенка в определенные дни, приглашать его в свой дом и т.п. Встречи ушедшего родителя с ребенком чаще всего бывают источником раздоров и неприятностей. Как правило, эти встречи являются последней нерешенной проблемой в период развода. Некоторые родители под предлогом заботы о ребенке выражают всю свою ненависть к бывшему супругу, стремятся любой ценой ему отомстить. К счастью, больше таких случаев, когда в решение суда вносится примечание о том, что встречи ребенка с ушедшим родителем зависят от взаимной договоренности бывших супругов.
Подготовка ребенка к встрече с оставившим семью отцом (матерью) иногда сопровождается большим нервным напряжением для всех ее участников. Ребенка отпускают с различными наставлениями, предлагают ответы на возможные вопросы, диктуют запретные темы разговора. Ребенка наряжают, готовят к встрече. Он очень взволнован, так как не знает, что ждет его «там», он не знает, что ждет его позже, дома, когда он вернется. Посещения ребенка порой становятся новой ареной «борьбы» разведенных супругов, куда они переносят прежний конфликт, который не удалось полностью разрешить разводом.
Неприятности в разведенных семьях иногда носят такой серьезный характер и тянутся так долго, что некоторые ответственные люди выступают с мнением о том, чтобы во время развода ребенку вообще был запрещен контакт с покинувшим его родителем. Вероятно, это мнение основывается на желании обеспечить полную гарантию единого воспитательного влияния и охраны ребенка от нервных потрясений.
С другой стороны, закон не разрешает лишать родительских прав человека, если у него нет караемых законом провинностей и он не лишен родительской ответственности – уплаты на ребенка алиментов. Эта юридическая точка зрения подкрепляется еще и чисто общечеловеческим взглядом. Встречи родителя с ребенком являются единственной возможностью поддерживать взаимоотношения с сыном или дочерью. В этих ситуациях нельзя забывать о ребенке. И он нуждается во встречах с отцом или матерью в первую очередь для сохранения эмоционального равновесия и дальнейшего развития. В коллективе товарищей и одноклассников будет известно: у ребенка есть отец или мать (а это очень важно), хотя они и не живут с ним под одной крышей.
Во время бракоразводного процесса суд обычно основывается на мнении: ребенок должен встречаться с родителем, оставившим семью, чтобы отношения между ними не были навсегда нарушены. Если отец и мать достаточно разумны, то такие отношения возможны. Однако взрослые люди должны при этом обладать тактом, великодушием, рассудительностью. Необходимо понять: ребенок оставлен на попечение одного из родителей, следовательно, в интересах их обоих добиться того, чтобы ребенок с уважением и доверием относился к каждому из них. Оскорбления, наговоры на покинувшего семью родителя нарушают отношение ребенка к воспитывающему его родителю. Они ни в коей мере не прибавляют уважения к излишне разговорчивым мамам и папам. Такая же опасная реакция возникает у детей, когда ушедший из семьи родитель пытается оговорить попечителя.
Ребенок счастлив, если он идет на встречу с отцом или с матерью спокойно, без трепета, если он ждет этой встречи, во время которой хорошо себя чувствует, если он может радостно возвратиться домой, потому что никто на него не оказывал давления.
Желательно, чтобы встречи с разведенным родителем укрепляли чувства ребенка к его основному воспитателю, чтобы не нарушалось его воспитательное влияние. В свою очередь родитель, с которым ребенок встречается, должен чувствовать уверенность в воспитательной целесообразности этих встреч. С этой точки зрения больше оправдывают себя редкие, но более продолжительные по времени посещения. Это мнение вызывает серьезные возражения со стороны разведенных родителей. Многие из них за посещения два или три раза в месяц (в течение половины дня или двух-трех часов). Разведенные отец или мать при этом считают: чем чаще они видят ребенка, тем сильнее привязывают его к себе.
Если между разведенными родителями существуют хорошие, товарищеские отношения, то частые и короткие встречи с ребенком не вызывают возражения. Однако и в этой ситуации есть свое «но». Во время встречи в воскресный день можно предоставить ребенку столько развлечений, что всю неделю будничного однообразия он будет ждать новых воскресных забав. Возможны и другие варианты. За одно воскресенье ребенку можно испортить желудок, вызвать отрицательные эмоции, возбудить его так, что у ребенка может подняться температура. А в понедельник врач будет констатировать «болезнь после посещения родителя».
Встречи ребенка с отцом или матерью можно испортить и другим способом. Достаточно сделать ироническое замечание: «Ты мог бы вместо этой встречи побывать в одном очень интересном месте, но, к сожалению, вынужден идти к отцу», как у ребенка будет испорчено настроение. Если подобные замечания делаются как бы незаметно перед каждой встречей, то посещения потом превращаются в тяжелую нагрузку на нервную систему ребенка. Неврозы, закономерно появившиеся в результате такого поведения родителей, становятся снова предметом споров между ними, причиной неприязни и пререканий, стремления найти виновного. Нервное заболевание-ребенка может быть вызвано не только самой встречей, но и подготовкой к ней. Ребенок очень серьезно реагирует на тяжелые последствия неудачных встреч с оставившим его родителем.
Принципиально другая атмосфера свойственна ситуации, когда в результате договоренности родителей или рекомендаций суда, например, отец берет к себе ребенка на неделю, возможно на праздничные дни, на весенние каникулы или на более продолжительное время летом. На протяжении нескольких дней невозможно только развлекаться. Жизнь идет своим чередом: надо убирать, стирать, зашивать, делать замечания и наставления ребенку, а все это не всегда сопровождается только радостями.
Постепенно ребенок привыкает к двум стилям воспитания, подобно ситуации, когда во время каникул ребенок живет у бабушки или в пионерском лагере. Ему там хорошо, он там счастлив, однако в конце этого срока он с нетерпением ждет возвращения домой. Он сживается со своим окружением, включается в его жизнь, но не утопает в иллюзиях. Он начинает понимать, что существуют определенные границы, с которыми надо считаться: что-то можно, что-то нельзя. За месяц жизни вне дома ребенок может хорошо освоиться и даже понять взрослого человека: делает ли он только вид, что очень любит ребенка, поэтому готов исполнять любое его желание, или действительно искренне и тепло к нему относится.
Разумные родители должны оградить ребенка от грубого негативного влияния, от заигрывания с ним с помощью малых или больших даров. Ребенок еще долго не в состоянии полностью понять, что воспитывающая его мать должна кормить, одевать его, ходить на работу и, кроме этого, постоянно решать экономические и воспитательные проблемы. Обычно у матери нет лишних денег, чтобы покупать игрушки или какие-то вещи, которые понравились ребенку. Перед отцом, который выполняет свою законную обязанность (платит алименты), такие проблемы встают нечасто. Гораздо серьезнее материальные расходы у того родителя, с которым ребенок живет. У ребенка может сложиться впечатление: отец купил ему дорогой самокат, транзисторный приемник, красивый свитер или самые модные сапожки, следовательно, сильнее любит его, так как мать дает предельно мало карманных денег на неделю и еще призывает к бережливости.
Добрые, разумные отношения между разведенными родителями создают ребенку сравнительный покой. Если встречи с разведенным мужем протекают спокойно и хорошо, то их можно считать неотъемлемой частью жизни ребенка, в которой, однако, может случиться всякое. Например, ребенок во время посещения отца разбил колено, ободрал локоть или разорвал одежду. Подобнее может произойти при самой большой заботе о” нем и поэтому не должно быть причиной конфликта. Необходимо в интересах ребенка в таких ситуациях принимать маленькие неприятности по возможности незаметно.
Судебная практика знает много случаев, когда мать добивается запрещения на встречи ребенка с отцом. Сущность такого требования состоит чаще всего не только в тревоге за ребенка и его здоровье, а скорее в переживании: «Что там происходит в мое отсутствие?» Правильно ли делает мать, навсегда лишая ребенка отца?
…Дети пришли из детского сада и играли на кухне. Вдруг пятилетняя Ева возмущенно подбежала к матери и стала требовать, чтобы та немедленно прогнала ее товарища. Она была так взволнована, что мать без промедления попросила мальчика пойти домой.
– Почему ты захотела, чтобы мальчик ушел? – после его ухода спросила мать.
– Он меня спросил, где мой папа, – выпалила девочка.
– А почему ты ему не ответила? – спросила мать, чтобы самой выиграть время для ответа. Девочка расплакалась.
– Мне так стыдно: у всех детей есть папы, и только у меня нет!
Мать собралась с мыслями и поняла, что от ее ответа сейчас зависит дальнейшее психическое развитие ребенка. После развода с мужем прошло несколько месяцев. На новом месте они с дочкой жили совсем недавно.
– Что ты говоришь? Разве у тебя нет папы? А кто же живет с бабушкой?
Девочка удивленно посмотрела на мать, в глазах у нее появились недоверие и надежда.
– Мама, я тоже могу говорить, что у меня есть папа?.. Даже если его нет с нами?
– Конечно, можешь так говорить, ведь ты же знаешь, где он живет. Ты ходишь к нему, знаешь, где он работает. Если ты будешь говорить, что у тебя нет папы, то скажешь неправду.
На личике девочки появилось выражение безграничного облегчения.
– Тогда я буду всем говорить, что у меня есть папа! Всем, чтобы ребята не смеялись надо мной!
Мать вскоре узнала, что ее дочь расспрашивали об отце воспитательницы детского сада. А на другой день после этих расспросов маленький мальчик из ее группы скандировал в коридоре: «У Евы нет папы, нет папы!»
В детском саду состоялся неприятный разговор матери с воспитательницей. Персонал детского сада знал о сложной ситуации в семье девочки, однако взрослые люди были настолько бестактны и бесчувственны, что стали расспрашивать об этом ребенка. С тех пор мать просила каждую новую воспитательницу, а позже и учителей в школе не задавать подобных вопросов ребенку. Мать информировала их обо всем лично, хотя во всех документах было ясно написано: ребенок из семьи разведенных родителей. К сожалению, не все взрослые обладают достаточной культурой, тактом и в состоянии побороть свое любопытство.
Для маленьких детей особенно важно знать, что у них есть отец. Менее важно, где он. Ведь у детей из некоторых полных семей отцы тоже не всегда бывают дома. Частые командировки, работа за рубежом, продолжительная болезнь и т. п. приводят порой к длительному отсутствию отца. Главное: отец есть, ребенок об этом знает и может сказать: «У меня есть папа!»
Родители должны понимать и учитывать психологию детей. Иногда даже трудно представить ту иерархию, которую могут создать сами дети! В некоторых дворах, например, можно узнать, что дети делятся на тех, кто из полных семей, потом из семей, где не все благополучно, затем полусироты и сироты, дети из семей разведенных родителей и, наконец, дети незамужних матерей. Совершенно очевидно, что в такой среде еще сохранились некоторые старые взгляды. Если бы родители в присутствии своих детей не делали бестактных замечаний, вряд ли бы их дети сами додумались до подобной шкалы.
…Моя дочь лежала в больнице в инфекционном отделении. К ней в палату положили мальчика примерно двухлетнего возраста. Сразу же, при первом моем посещении, девочка сообщила мне: «У этого мальчика нет папы». Я спросила ее, откуда она знает, ведь ребенок наверняка не мог сказать ей об этом, так как он только начинал произносить слова.
– Об этом говорили медицинская сестра с доктором!
Очень грустно, что даже врачи бывают неосторожными… Жестоко так относиться к детям, которые мучаются из-за ошибок своих родителей и еще вынуждены терпеть дополнительные унижения.
Во всех детских учреждениях необходимо следить за нормальной жизнью детей из семей, разведенных родителей.
Для ребенка очень важна такая атмосфера в доме, при которой имя отца произносится без ненависти и отвращения, так, как будто он является постоянным членом семьи, но в ней не живет.
Многие взрослые люди могли бы рассказать о своих детских страданиях из-за того, что мать, например, никогда не упоминала об их отце, несмотря на то, что снова не вышла замуж и одна осталась с детьми. В связи с этим в семье царила атмосфера определенного запрета. Мать не разрешала задавать никаких вопросов, а сама никогда ничего не объясняла. Дети были вынуждены тайком от нее искать информации.
Маленькие дети вопросом об ушедшем из семьи отце обычно интересуются более интенсивно, предполагая какую-то большую тайну. Дети постарше также интересуются прошлым своих родителей. И в этом интересе скрывается большая опасность. Детская фантазия способна создать такие образы, узнав о которых мать пришла бы в ужас, так как собственный поиск ребенка может привести его к извращенным, неблагоприятным представлениям. Образ своего отца, по существу неизвестного мужчины, ребенок может создать благодаря своей фантазии на основе самых неожиданных представлений. Результаты от такой фантазии чаще всего бывают отрицательными.
Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н.М. – М.: Прогресс, 1980. – с. 6-68
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- Правши и левши, абсолютные и парциальные
- Агрессия и ребенок
- Развитие мышления «Почему лишнее?»
- Формирование полового влечения
- Страхи – откуда они?
- Внутриутробная краснуха
- Мой ребенок бабник?
- Упражнение для профилактики плоскостопия «Был у зайки огород»
- Нужна ли ребенку моя помощь?
- Психологический портрет ребенка с первых дней жизни до 3 месяцев