Говорят, что в старину в Японии продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, тот всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.
Этот метод применим и к воспитанию ребёнка. Формируя его эстетические потребности, родители могут доверять своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века.
Говорят, что в старину в Японии продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, тот всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.
Этот метод применим и к воспитанию ребёнка. Формируя его эстетические потребности, родители могут доверять своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребёнку книжки только с примитивными картинками, считая, что Микки-Маус или мультипликационный волк ему понятнее и полезнее, чем, например, шедевр знаменитого художника. Если воспитывать малыша только на примитивных образцах массовой культуры, он скорее всего уже никогда не оценит и не поймёт более сложного языка хорошей живописи.
Зная, что младенец самой природой настроен на восприятие сложных форм, разнообразных цветовых сочетаний, уже в первые месяцы жизни следует показывать ему репродукции картин хороших художников. Можно начать с тех, которые любят сами родители. Полезно прикреплять репродукции над кроваткой ребёнка и время от времени менять их. Ещё лучше, если Вы, рассматривая картинки вместе с ребёнком и наблюдая за тем, что именно на них привлекает его внимание, будете рассказывать ему о содержании, развивая его способность к художественному восприятию.
По существу, воздействие музыки и живописи начинается задолго до рождения ребёнка. На Древнем Востоке было хорошо известно, как влияют эстетические впечатления на будущую мать и на формирование плода. Считалось, что даже самая некрасивая женщина могла родить красивое дитя, если в период беременности созерцала прекрасные произведения искусства и испытывала положительные эстетические эмоции. Современным женщинами полезно знать об этой традиции и учитывать значение эстетических переживаний. Кроме того, следует помнить, что однообразная городская архитектура, монотонные рабочие и жилые помещения неблагоприятно сказываются на будущей матери и на будущем ребёнке.
Итак, лучше окружать маленьких детей вещами, отвечающими высоким эстетическим требованиям. В детской комнате или детском уголке должны быть использованы светлые жизнерадостные тона, там может быть и контрастное сочетание цветов. Вы можете использовать также разноцветные пелёнки, время от времени вешать на решётку кроватки пёстрые лоскутки или цветные ленточки. Важно предоставлять малышу уже с первых месяцев жизни возможность знакомиться и с другими помещениями квартиры, видеть разнообразные по форме и цвету предметы. Для этого в квартире можно организовать несколько «наблюдательных пунктов»; это может быть большой стол или переносное креслице. Главное, чтобы пространство обозрения ребёнка менялось, и ребёнок мог получать новые впечатления.
Зрение в младенческом возрасте развивается в тесной связи с осязанием. Поэтому необходимо предоставить малышу возможность обогащать и свой тактильный, осязательный опыт. Как только ребёнок научится протягивать руку к увиденному, предлагайте ему трогать и исследовать различные предметы: жёсткие и мягкие на ощупь, грубые и нежные, тяжёлые и лёгкие, овальные и прямоугольные, шероховатые и гладкие, маленькие и большие. Конечно, всё, что Вы даёте малышу, должно быть безопасно для него. Если же Вы хотите познакомить его с мелкими и острыми предметами, Вам придётся сделать это, не выпуская их из рук, чтобы ребёнок не причинил себе вреда.
У многих родителей существуют предубеждения по поводу того, что можно и чего нельзя ребёнку. В результате у слишком заботливой матери ребёнок растёт как бы в вакууме. Конечно, так маме спокойнее, но с точки зрения потребности ребёнка, эта ситуация неблагоприятна для его развития. Ведь ему нужна всё новая и новая информация о реальности. Кроме того, следует доверять его опыту; раз и два столкнувшись с предметами, которые служат источником неприятных, болезненных ощущений, он скорее и надёжнее научится их узнавать и опасаться. Исходя из потребностей развития, следует оценить современные готовые игрушки как не самые удачные. Даже очень дорогая и красивая игрушка чаще всего имеет жёстко закреплённые способы обращения с ней. Интерес ребёнка к такой игрушке быстро насыщается. Если Вы хотите, чтобы малыш развивал своё творческое начало, предложите ему набор предметов, из которых ему самому нужно сделать себе игрушку. Пусть это будет крышка от кастрюли и ленточка, которую Вы поможете ему к ней привязать, или деревянное яичко, которое малыш будет с удовольствием катать в кружечке, можно использовать маленькие и большие подушечки разной формы, которые соединяются друг с другом при помощи «липучки» на манер конструктора. Ребёнку интересно всё, что можно трогать, бросать, помещать внутрь друг друга, расстёгивать и застёгивать, открывать и закрывать. Помимо того что, совершая по своему собственному выбору действия с предметами, малыш реализует свою инициативу, своё творческое деятельное начало, он ещё обучается навыкам, необходимым ему в жизни.
Чем больше возможности у ребёнка действовать в окружающем мире, чем больше он узнаёт о нём, тем совершеннее его ранний опыт, выше интеллект, который в этом возрасте совпадает с общими способностями.
Если ребёнку уже исполнилось 8 месяцев и он имел достаточно богатый опыт знакомства с цветом и формой окружающих предметов, попробуйте дать ему цветные карандаши. Конечно, поначалу он будет калякать где попало, а если Вы дадите ему лист бумаги, то ничего кроме каракулей нарисовать не сможет. Пусть Вас это не обескураживает. Для малыша это самовыражение и возможность творчества. Не надо сразу же начинать учить его рисовать круг или красное яблоко, флажок или квадратик. Предоставьте ему свободу, наблюдая за его действиями и помогая, когда это необходимо. Вы с удивлением обнаружите, что у малыша дела идут всё лучше и лучше.
Теперь предложите ему краски. Может быть он поначалу захочет их пробовать на вкус, тогда Вы должны предостеречь его и показать, что краски лучше использовать по назначению. Как правило, малыши ближе к году с удовольствием рисуют красками с помощью кисточки и просто руками, быстро понимая, что краски не так уж хороши на вкус и гораздо интереснее быть художником.
Если Вы решили предоставить своему малышу такую возможность, примите все меры предосторожности: наденьте на ребёнка старую одежду, которую не жалко испачкать, побудьте с ним рядом, поддерживая и помогая, пока он не освоит это новое дело. Поверьте, все Ваши трудности не так уж велики, они сторицей вознаградятся успехами малыша. Уже после года, а иногда и раньше, в его работах появятся интересные цветовые решения, свой стиль, любимые сюжеты и цвета.
Рассматривая рисунки ребёнка, Вы сможете заметить, что в них преобладает, какое настроение было у маленького художника, какие новые формы он освоил. Больше удовольствие доставит Вам и выставка рисунков, где прогресс ребёнка особенно виден.
Предоставляя малышу возможность рисовать, следует подумать и о формате бумаги. Чаще всего выбирают стандартные листы, а ведь действительность, которую наблюдает маленький художник, не ограничена никакими рамками. Художник сам решает, какого формата картину будет рисовать. Ребёнка же лишают права выбора, давая ему стандартный лист. Попробуйте предложить малышу на выбор бумагу разных размеров. Возможно, ребёнку особенно понравится большой лист, меньше ограничивающий его воображение.
Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур. Эти материалы хороши тем, что им можно придать любую форму, и малыш может сделать с ними всё, что захочет.
Если Вы дадите глину и бумагу ребёнку, которому ещё нет и года, поначалу он будет их трогать, исследовать, не намереваясь что-либо из них сделать, а только изучая. Однако, перебирая их в руках, он с интересом и удивлением наблюдает за изменениями их формы. И это уже само по себе можно считать ценным опытом, который малыш приобретает. Затем ребёнок начинает понимать, что он сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям формы бумаги или глины. Постепенно он учится придавать глине форму, а из бумаги делать кораблик или птичку. Конечно, на начальной стадии все эти действия должны сопровождаться поддержкой взрослого. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое не должно навязывать и диктовать малышу способы действий, а призвано лишь помогать в его собственных начинаниях.
Помните, что и маленькому ребёнку нужна свобода творчества, не опекайте его чрезмерно, относитесь с уважением к его пробам и достижениям, ведь успехи в каком-либо одном деле помогут ребёнку укрепить ощущение своей компетентности и придадут уверенности в других делах, создавая фундамент творческой и счастливой взрослой жизни.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества.
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- Вы усыновляете младенца
- Психологическая готовность детей к обучению в школе
- Детская любовь
- Развитие мышления «Раскрась полотенце»
- Вундеркинд
- Комплекс «гадкого утенка», как помочь подростку с ним справиться
- Если ребенок не хочет делать уроки
- Массаж тела «Лягушата»
- Дыхание «Оживляющее нервы»
- Физкультминутка «Хлопай-топай»