Проблема понимания текстов изучается преимущественно в рамках лингвистики, тогда как ее анализу с точки зрения психологии уделяется меньше внимания. Проблемой понимания текста занимались А.А. Брудный, И.И. Зимняя, В.В. Знаков, Ю.К. Корнилов. В иностранной литературе различные подходы к изучению понимания текста представлены в работах Л.Бирнбаум, Дж. Лакофф, Г. Скрегга. На кафедре общей и клинической психологии ПГУ в дипломных работах также ранее исследовались особенности понимания текста (Семенова, Сухая, 2007; Самусенко, Сухая, 2007). Но они касались особенностей понимания текста в зависимости от пола, рассматривалась также проблема понимания текста различными возрастными группами. Однако исследований проблемы понимания текста в зависимости от выраженности свойств экстраверсии и интроверсии ранее не проводилось
Художественный текст от любых других текстов отличается тем, что писатель говорит с читателем с помощью художественных образов, которые не только сообщают нечто, но и должны воздействовать на чувства читателей. Под художественным образом понимается конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. В нашем случае понимание – это способность понимать смысл и значение чего-либо. Понимание текста рассматривается как особенность субъекта, понимающего текст, не рассматривая, несомненно, существующее влияние самого текста.
Под экстраверсией мы понимали психологический тип, обращенный на окружающий мир. Под интроверсией понимается способность личности фиксировать внимание на явлениях собственного внутреннего мира.
Исследование, посвященное изучению особенностей понимания художественного текста экстравертами и интровертами, проводилось в октябре – декабре 2007 г. в г. Перми. В выборку вошли 60 студентов химического факультета Пермского государственного университета. Возрастной диапазон всех исследуемых от 18 до 23 лет. Средний возраст 20-21 год. Соотношение выборки по полу: 60% женщин и 40% мужчин. Исследование носило индивидуальный характер. Время работы было не ограничено.
В соответствии с поставленными задачами для разделения выборки на экстравертов и интровертов использовался опросник Г. Айзенка. Этот опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонент личности: экстраверсии, интроверсии и нейротизма.
Выделение групп экстравертов и интровертов производилось методом кластерного анализа, позволяющего проверить, действительно ли группы, выделенные тем или иным способом, отражены в имеющихся данных.
Понимание текста осуществлялось с помощью метода контекстного погружения, разработанного В.С. Васильевым. В.С. Васильев выдвинул положение о том, что понимание текста реципиентом можно осуществлять поэтапно. Сначала реципиент концентрируется на понимании действий, поведения героев. Поведение героя представляет как бы явную, внешнюю сторону в связи с тем, что действие наиболее точно передается автором и соответственно вполне точно воспринимается реципиентом. Затем читатель должен сконцентрироваться на эмоциональной стороне текста, так как в любом тексте присутствует эмотивность, но она уже более свободна в интерпретации, чем действия. Это вызвано тем, что авторы используют различные приемы для придания эмоциональности тексту. И только после того, как реципиент смог выйти на уровень понимания эмоций, он будет способен воссоздать уровень понимания мыслей героев.
Как показали результаты исследования, экстраверты понимали текст как совокупность объектов. Хотя внимание экстравертов приковано к внешнему миру, их совершенно не привлекали мотивы героев, побудившие к тем или иным действиям. Экстраверты воспринимали героев рассказов такими, каковы они есть.
Интроверты при прочтении текстов направляли внимание преимущественно на взаимоотношения между людьми, так как интровертированная установка предполагает субъективный подход к миру. Каждый объект восприятия для интроверта выступает как субъект.
Это одно из первых исследований, которое рассматривает психологию экстравертов и интровертов как фактор, обуславливающий понимание текста.
Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в понимании художественного текста в зависимости от экстраверсии и интроверсии, подтвердилась.
Результаты подобных исследований имеют как теоретическое значение, связанное со спецификой процесса и результата понимания, а также с такими познавательными процессами, как мышление, речь, восприятие, так и практическое, обусловленное особенностями экстравертов и интровертов.
Дальнейшая разработка данной темы может быть связана с проблемами понимания других видов текста (научного, публицистического), а также с изучением понимания текста в зависимости от других индивидуально-личностных особенностей и профессиональной принадлежности.
М.А. Севостьянова, М.А. Сухая.
Особенности понимания художественного текста экстравертами. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В.Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. – Вып. 1. – 148 с.
Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:
- Электронный психотероапевтический аксессуар к мобильному телефону
- Приложение 1
- 6. Количественная обработка данных
- Анализ эффективности применения методов психологической саморегуляции в индивидуальных видах спорта
- Методы исследования психических состояний и их регуляции у лиц, попавших в критические ситуации
- Методы изучения влияния музыки на психические состояния
- 1. Общая организация обследования
- Детские страхи и их происхождение
- К вопросу о состоянии фрустрации у спортсменов
- 3. Описание методик