Педагогика ↓

Психологическая игра «Теремок» (игра драма для учащихся III – V классов)

«Теремок» – одна из игр, для адаптации пятиклассников.

Она направлена на прояснение и построение межличностных отношений между детьми. В ходе игры могут быть решены следующие задачи:

  1. Диагностическая. Игра построена таким образом, что не только взрослые, но и сами ученики могут воочию увидеть существующие между ними отношения.
  2. Конструирующая. В игровой ситуации участники могут смоделировать тот тип отношений, который в наибольшей степени отвечает их актуальному запросу.
  3. Рефлексивная. Участники игры имеют возможность осмыслить свои отношения, нормы и правила, которые лежат в их основании, выразить собственное отношение к сложившейся в классе ситуации.
  4. Развивающая. В ходе игры происходит развитие коммуникативных, рефлексивных умений детей, их личностное развитие. Возникают и реальные возможности для развития коллектива (если дети к этому готовы).

По своей сути «Теремок» – сложная психодраматическая игра, так как она предполагает свободное развитие сюжета в соответствии с игровыми поступками участников. В основании сюжета – русская сказка «Теремок», хорошо знакомая всем нашим детям.

Игра может проходить в актовом или спортивном зале, а также в учебном кабинете при условии, что в нем может быть совершена определенная перестановка. Нужно освободить значительное пространство в центре и у доски, стулья по числу участников расположить у другой стены полукругом (как в театре). Хорошо, если на полу можно расстелить ковер: многие этапы игры легче проводить, усаживая детей на пол. Перед началом действия ведущий просит всех учащихся и их классного руководителя сесть в «зрительный зал». «Сейчас мы будем ставить сказку «Теремок», – сообщает он участникам. – Вы будете становиться актерами постепенно.

В определенный момент все вы окажетесь «на сцене». Пока же вы в «зрительном зале», ведите себя как воспитанные зрители: внимательно следите за действием, постарайтесь ничего не пропустить. Иначе, когда подойдет время входить в роль, вы можете оказаться не готовы!»

Ведущий заранее (после консультаций с классным руководителем) распределяет детей по ролевым группам. Всего в спектакле может быть задействовано 4–5 ролевых групп. Например, группы «мышек норушек», «зайчиков», «ежей», «лисиц» и группа каких -нибудь экзотических животных – кенгуру, страусов и др. Количество детей в группе зависит от того, сколько всего учеников в классе. Изначально эта игра была создана для небольшого по численности класса. Видимо, для проведения в многочисленной детской группе она потребует определенных изменений.

В начале игры дети ничего не знают о том, кто из них в какую группу входит. Ведущий начинает читать вводный текст сказки.

Помните? «Стоял в лесу теремок. Никто в нем не жил. Однажды пробегали мимо теремка мышки норушки. Они искали себе домик…» и так далее. Ведущий объявляет, кто из учеников играет роль мышек. «Мышкам» предлагает выйти на «сцену» (в центр комнаты) и представить себе, что они вошли в теремок. «Вы можете сейчас обустроить этот дом так, как вам хочется, – говорит ведущий. – Самое главное: вы должны решить, по каким правилам вы будете все вместе жить в этом домике, и обозначить на плане места своих личных комнат в теремке».

Ведущий показывает детям нарисованный на доске большой квад рат.

Внутри квадрата, в одном из углов, огорожено линией некоторое пространство. Больше нет никаких линий и рисунков. Ведущий предлагает каждой «мышке» обвести на плане место своей комнаты и внутри написать свое имя.

Два условия: нужно согласовать друг с другом размер и расположение своих комнат, а также нельзя использовать огороженное пространство. «Это комната для гостей», – объясняет он. После того как план комнат сделан, «мышкам» предлагается два листа бумаги. На одном написано «У нас принято», на другом – «У нас нельзя». Детям предлагается на каждом листе написать по три пункта правил.

Пока «мышки» работают, ведущий занимает «зрителей». Это могут быть загадки, мини соревнования. Можно перечислить тех детей, кто будет играть в спектакле группу «ежей» (или любых следующих персонажей сказки), и вместе со всеми обсудить образ жизни ежей, какие условия проживания в теремке их бы устроили.

Тем временем «мышки» составляют списки и по просьбе ведущего озвучивают их всем, кто сидит в «зрительном зале». Сказка продолжается.

На сцену выходят следующие «бездомные зверьки». Например, «ежи». Ведущий предлагает «ежам» попроситься жить в теремок. Хозяева, выслушав просьбу, должны решить, пускают ли они новых жильцов, если да, то на каких условиях: в качестве равных им хозяев или в качестве гостей.

Если хозяева пускают «ежей» в дом в качестве сохозяев, «ежи» рисуют свои комнатки на общем плане. Теперь они вправе распоряжаться домом наравне с «мышками». Если же их пускают в качестве гостей и они на это соглашаются, то у них нет никаких прав, они должны жить по законам хозяев. И живут они все вместе в гостевой комнате. Если «ежей» в дом не пустили (а ведущий должен спокойно принимать любые варианты, все решения), они строят рядом небольшой шалаш, времянку. Небольшую, так как их мало и сил для постройки серьезного дома не хватает. Этот «шалаш» тоже изображается на доске в виде пустого квадрата. В нем выделяется комната для возможных гостей, и дети рисуют свои комнаты. Жители нового домика – «шалаша» – тоже должны заполнить два листа с правилами. Если игра приняла такой поворот, ведущий выделяет время на работу с правилами. В это время жители основного теремка могут на листе бумаги рисовать свои комнатки («гости» все вместе рисуют одну комнату), а ведущий со зрителями обсуждает образ жизни следующих персонажей. Важно не затягивать эту работу: как только правила написаны, игра продолжается.

Появляются новые персонажи. Ведущий озвучивает, кто сейчас появится на «сцене» в составе третьей группы «зверюшек». История повторяется.

Группа просится в теремок. Ее пускают в теремок на определенных условиях или не пускают. В первом случае у теремка становится больше хозяев или пополняются ряды гостей (все они, бедные, ютятся в одной комнате и не принимают участия в обсуждении важных вопросов, в том числе пускать ли новых жильцов в дом и в каком качестве). Во втором случае они либо строят свой «шалаш» и определяют комнату каждого в нем, либо просятся в уже построенный «шалаш» других «зверей». Кстати, если они приходят в уже существующий «шалаш», он увеличивается в размерах, превращается в мини теремок.

По такому сценарию игра развивается, пока все дети не стали ее участниками. К моменту, когда все «зверушки» поселились на «сцене», игра может обрести разные очертания. Рассмотрим основные варианты и как в каждом случае будут развиваться события.

Вариант первый: общий теремок и все в нем хозяева. В этом замечательном случае детям предлагается вернуться к правилам, которые создали первые хозяева теремка. С тех пор в доме появилось много новых жильцов! Все вместе они должны создать новый свод законов, по которым живут в их теремке. Если к моменту создания правил дети не устали, можно предложить каждому нарисовать свою комнату на отдельном листе, а затем все комнаты крепятся на доску. Получается «теремок».

Вариант второй: общий теремок, но в нем есть гости и хозяева.

Прежде всего, ведущий уточняет у «гостей», нравится ли им их положение, все ли устраивает. Если да, «гостям» предлагается еще немного посидеть в своей комнате, а «хозяева» тем временем составят общий свод правил жизни в теремке и затем ознакомят с ним гостей. На этом игра заканчивается. Опыт показывает, что «гостям» не нравится их бесправное положение. Они претендуют на роль сохозяев. Необходимо дать детям возможность обсудить ситуацию. В результате либо все становятся хозяевами теремка, либо часть «гостей» покидает теремок и строит собственный домик. Игра продолжается.

Вариант третий: несколько теремков. Прежде всего, каждый теремок создает свой свод правил и разбирается со своими гостями, если они у них есть. Затем теремки должны установить законы совместной жизни в лесу. Для этого они собираются все вместе и вырабатывают правила леса. В некоторых случаях между группами детей могут возникнуть конфликты. Дети могут заявить, что не хотят ни о чем договариваться и вообще «разъезжаются» по разным лесам. Ведущий должен принять этот вариант, но быть настойчивым в своем требовании. «Земля все равно одна, и она не очень большая, – может сказать он участникам, – вы все равно должны договориться о том, как будете жить на общей земле. Случайные встречи ваших жителей возможны. Как они должны строиться? Вы можете оказаться на одной реке, ваши корабли могут встретиться в море. Как вы будете поступать в этих и подобных случаях?» Принципиально важно, чтобы дети проговорили друг другу правила общежития.

Вариант четвертый: теремки и отдельные жители. Не исключено, что внутри какой то группы произойдет раскол: часть построит общий «шалаш», а отдельные участники захотят жить самостоятельно. У них должна быть такая возможность. Для того чтобы поселиться в лесу самостоятельно, они должны написать свой свод правил и установить отношения с соседями.

Игра заканчивается, когда каждый нашел место, которое ему по душе: в общем теремке, в гостевой комнате, в мини теремке или личной норе. Ведущий озвучивает финал и обязательно подчеркивает положительную сторону конкретного финала: важно, что каждый понял, как ему удобнее, понял, как хотят жить другие, и смог найти со всеми остальными общее понимание, установить правила общения.

Длительного обсуждения игра не предполагает. Можно спросить у детей, похожа ли игра на их настоящую жизнь в классе, чем именно (если похожа) и чем отличается (если не похожа). Обязательно нужно узнать настроение каждого на момент окончания игры. Возможно, с кем-то из участников стоит побеседовать после действия индивидуально или в маленькой группе.

Опыт показывает, что игровое действие очень увлекает детей, и они еще долго обсуждают происходящее друг с другом и классным руководителем.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *