Практическая психологическая подготовка школьного учителя до сих пор остается нерешенной проблемой. В педагогических университетах и колледжах, кроме получения знаний по содержанию и методике обучения детей, студенты изучают общую, возрастную, детскую и педагогическую психологию и некоторые разделы психодиагностики. При этом педагогические знания дополняются и конкретизируются в ходе педагогической практики в школе, являющейся обязательной для всех слушателей учебных заведений педагогического профиля с целью формирования у них практических навыков овладения методикой преподавания. Специальной же психологической практики для студентов не существует и знания по психологии остаются у них только «в голове», не переходя «в руки».
Последствия такого положения дел: преобладание в общении с учениками формального стиля и недостаток интимно-личностного, неумение понять индивидуальность учащегося, отсутствие навыков развивающего воздействия, невладение учителями внутренними средствами профессиональной психотехники и саморегуляции. Только немногие учителя, приходя в школу, успешно нарабатывают психологический опыт самостоятельно, большинство же сталкиваются с проблемами в общении со школьниками, конфликтуют с ними и их родителями, применяют преимущественно директивные средства воздействия, находятся в состоянии хронической усталости и истощения.
Действительно, можно прослушать много лекций и прочитать несколько толстых книг, например, по педагогической конфликтологии, и в то же время чувствовать себя абсолютно беспомощным в момент обострения отношений с агрессивным подростком.
Молодая учительница пришла на консультацию к школьному психологу. Она страдала от мучительного чувства вины: на глазах у всего класса она ударила ученика. «Это моя ошибка, – говорила она. – Учитель не должен так поступать! Как я теперь войду в класс?»
Давайте разберем этот пример. Учительница столкнулась по меньшей мере с тремя психологическими проблемами: как «держать» дисциплину в классе, как психологически грамотно «погасить» агрессивность подростка и, наконец, как отрегулировать свои собственные эмоции и успокоиться. Всему этому ее не научили в педагогическом вузе и в течение многих лет работы в школе она будет по крохам собирать психологический опыт, совершая бесчисленные ошибки.
Как же необходимо организовать психологическую подготовку школьного учителя и что должно выступить предметом такой подготовки?
Во-первых, знания по психологии учителю не нужны. Такие знания могут быть полезны для психолога, а учителю они будут даже мешать в работе. Если учитель начнет размышлять о том, что такое память и в соответствии с какими психологическими закономерностями она развивается у детей определенного возраста, он не сможет организовать урок по запоминанию учащимися нужного учебного материала.
Во-вторых, учителю нужны не знания по психологии, а личный опыт практической работы: как войти в класс и поприветствовать учащихся, в какой форме организовать их опрос, как увлечь ребят новым учебным материалом, с какой интонацией голоса и каким выражением лица высказать порицание ученику, нарушившему дисциплину, как оценить действия школьника, как сбросить усталость после рабочего дня и т.п.
В-третьих, психотехнический опыт практической работы передать учителю невозможно ни в вузе, ни где-то еще. Такой опыт нарабатывается самим учителем и закрепляется в его сенсомо-торной, эмоциональной, интеллектуальной системах.
В-четвертых, получить психотехнический опыт учитель может только в условиях практического включения и действования в конкретных педагогических ситуациях. Для того чтобы накопление опыта работы не происходило путем «проб и ошибок», когда страдают как ученики, так и сам учитель, необходимо специально организовать практические занятия, моделирующие типовые педагогические ситуации. Словом, учитель нуждается в педагогическом тренинге, который поможет ему, не совершая педагогических ошибок и относительно быстро по затрачиваемому времени, стать высококлассным профессионалом в педагогической деятельности.
Какими же практическими навыками должен обладать школьный учитель?
Учитель должен быть эффективным во взаимодействиях и общении относительно пяти основных сфер своей профессиональной деятельности и личной жизни: «Учитель – школа» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе), «Учитель – класс» (публичное и групповое общение), «Учитель – ученик» (диалоговое общение с каждым отдельным школьником и его родителями), «Я – учитель» (профессиональная саморегуляция и личная психотехника), «Учитель – семья» (общение с супругом или супругой и своими детьми).
В сфере «Учитель – школа» перед ним стоят задачи налаживания деловых отношений с директором, завучем и другими учителями, соблюдения школьной дисциплины, участия в общешкольных мероприятиях, формирования своего авторитета.
Выполнение профессиональной деятельности в условиях строгой регламентации часто оборачивается для учителя потерей собственной индивидуальности. С годами его представление о самом себе и своих человеческих желаниях как бы растворяется в профессиональных требованиях. Внутренняя жизнь и деятельность учителя приобретают модальность тотального долженствования: он должен чувствовать так, и не иначе, он должен думать и действовать по нормам и «законам» педагогической деятельности. Из спонтанного, живого человека учитель постепенно превращается в «живого носителя» педагогических норм, правил и ограничений. Именно поэтому школьного учителя можно безошибочно выделить в уличной толпе, узнать в общественном транспорте. Внешне выраженные формы поведения отличают его от других людей: директивно-назидательный голос, особая, «давящая» манера общения и поведения, речь, изобилующая словами «надо», «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», «можно-нельзя» и т.п.
Отсутствие возможностей в свободном раскрытии своей индивидуальности и, по существу, «потеря собственного лица» чреваты для учителя нервными срывами, отмиранием сугубо дружеских контактов с людьми, появлением специфического чувства «усталости от профессии».
В сфере «Учитель – класс» он должен уметь успешно общаться как с целым классом (публичное общение), так и с малыми группами, состоящими из двух-трех человек (групповое общение): органично действовать в публичной обстановке, владеть навыками снятия напряжения в классе, создания в нем эмоционально-позитивной атмосферы, распределения своего внимания и развития наблюдательности. Необходимо также уметь управлять инициативой своих воспитанников, выбирая адекватные формы педагогического воздействия, хорошо говорить, быть выразительным и артистичным.
Во многих ситуациях учителю приходится оценивать поведение учащихся. Он часто выступает в роли судьи, который в условиях информационной неопределенности и ограниченного времени должен уметь принимать правильные решения о наказании виновных или поощрении успехов школьников. Выбор формы наказания или поощрения, формулировка замечаний, вмешательство в учебную деятельность учащихся для разъяснения, подсказки или помощи, контроля, управления, активизации или успокоения – эти и другие действия учитель обязан осуществлять умело и эффективно.
Здесь учитель сталкивается с проблемой поиска собственного индивидуального стиля профессионального поведения. Каким он должен быть – добрым или строгим? Эмоциональным или суховато-сдержанным? Учитель особенно нуждается в психологической помощи, если по тем или иным причинам он выбирает стиль профессиональной деятельности, не соответствующий его индивидуально-психологическим особенностям.
Например, эмоциональная и мягкая по характеру молодая учительница старается выглядеть в школе жесткой и формальной в общении с учениками. Этому ее учили в институте, такого же стиля общения со своими воспитанниками придерживалась ее первая учительница, которую она хорошо помнит и которой стремится подражать. Молодая преподавательница держится в классе неестественно, вынуждена постоянно контролировать себя, а дома после работы испытывает изматывающую усталость и жалуется на головные боли.
В сфере «Учитель – ученик» первый должен обладать навыками диалогового общения со школьниками и их родителями: правильно выбирать коммуникативную позицию, чувствовать ритмику разговора, владеть приемами «Я-сообщение», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и др.
В этой сфере существует опасность применения учителем в работе средств психологического нажима, давления и манипулирования, дающих вроде бы быстрый и выраженный результат, – довольно часто ученик на какое-то время становится равнодушно-послушным, – но отрицательно влияющих на общую линию его личностного и интеллектуального развития. Не забывать об этом и постоянно стремиться к диалоговому педагогическому общению учителю действительно трудно в условиях больших по численности классов и перегруженности в работе.
Сфера «Я – учитель» – это система навыков и внутренних приемов его личной и профессиональной психотехники: умений эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность, выработки привычки к школьному шуму на переменах и способов гибкой перестройки в стремительно меняющихся коммуникативных ситуациях в общении с разными школьниками и их родителями, доминирования позитивного отношения ко всем учащимся, стремления удержать самого себя от несправедливых и неоправданно субъективных оценок.
Основная проблемная зона в данной сфере профессиональной деятельности учителя – это необходимость постоянного внимания к самому себе, стремление «быть в форме», регулярно отдыхать и систематически заниматься психотехническими упражнениями. Обычно на сознательное и грамотное овладение профессиональной саморегуляцией школьному учителю просто не хватает времени. Явно недооценивается ее значение для эффективности педагогической работы, да и не существует специальных руководств и методик, посвященных данному вопросу.
Как следствие этого, уже после двух-трех лет работы в школе учитель начинает испытывать состояние хронической усталости, жалуется на различные физические недомогания, «срывает» раздражение на своих домашних или учениках.
В семейной сфере жизнедеятельности («Учитель – семья») должен уметь гибко переходить от выполнения профессиональной роли к бытовой жизни, семье, быть просто женой и матерью или мужем и отцом. Известно, что и здесь он сталкивается со сложностями: дома он часто остается учителем, по всем педагогическим правилам строго и неуклонно воспитывающим не только своих детей, но и своего спутника жизни (мужа или жену).
Существует также тенденция полного поглощения школой всей жизни педагога. Если это женщина-учительница, что чаще всего бывает, она находится в школе с утра до вечера, «забрасывает» свою личную жизнь, смиряясь либо с неухоженностью семейной жизни, либо вообще с ее отсутствием. По нашим данным, около половины педагогического состава школ – это одинокие женщины, которые разведены или не были замужем. Многие из них не имеют собственных детей.
Практическая психологическая подготовка учителя должна охватывать все перечисленные сферы его работы в школе и частной жизни. Только в этом случае она будет действенной и эффективной.
Похожие материалы в разделе Педагогика:
- Правописание суффиксов и окончаний слов 11 вариант
- Тренинг личной эффективности
- Система профессиональной подготовки социальных педагогов
- Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики
- Правописание слов с двумя безударными гласным
- Диктант «Жаконя» 5 класс
- Имя прилагательное
- Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
- Занятие 8. «Зоопарк»
- Сценарий выпускного бала для дошкольников «Джентельмены и гусары» (для русско-украинских детских садов)