Индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека – то, чем человек отличается от других людей. Индивидуальность отстаивают.
Жизненный путь личности – это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).
Вследствие изменения механизма формирования личности прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него «…как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в просто условие и способы его деятельности – сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестают существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные проблемы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает себя груз своей биографии».
Проблемами анализа индивидуальности личности являются проблема воли, характера, способностей и одаренности.
Индивидуальность личности рассматривается в особой проекции – проекции личности как субъекта выбора.
К продуктивным проявлениям личности (те процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций) как субъекта выбора относятся те преобразования, те «личностные вклады», которые личность своими действиями вводит в смысловую сферу других людей и культуру.
К проявлениям индивидуальности относятся характер (фиксированная форма смыслового опыта) и способности (определяют меру успешности и эффективности деятельности => степень продуктивности личности).
При анализе развития индивидуальности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях, и изменения ее «большой динамики» в ходе жизненного пути.
Братусь:
Развитие личности есть процесс самодвижения. Источники движущих противоречий следует искать в системе предметной деятельности субъекта. Психологические смысловые системы рождаются в сложных, многогранных соотнесениях меньшего к большему, отдельных ситуаций к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни. ЛСВ: «За сознанием лежит жизнь».
Смысловые образования – это сплав сознательных (интеллектуальных) и эмоциональных (аффективных ) процессов, чем и объясняется сложность их адекватного осознания.
Личностные ценности – осознанные и принятые общие смыслы жизни человека, их следует отличать от декларируемых ценностей. Смысловые переживания могут быть и позитивными, и негативными.
Общие смысловые образования (в случае осознания – ценности) могут рассматриваться как основные образующие единицы сознания личности, определяющие относительно постоянные отношения человека к миру, к людям, к себе. Совокупность основных отношений образует свойственную человеку нравственную позицию, а если она сознательна, то становится особенно прочной. Исповедание этих ценностей надолго определяет главные характеристики личности, её стержень, её мораль.
Отличия смысловых образований от сферы значений, знаний и умений человека:
- Они существуют не только в осознаваемой, но и в неосознаваемой форме, образуя (ЛСВ) «утаённый план сознания».
- Они не поддаются прямому произвольному контролю и вербальным воздействиям («Личность не учат, личность воспитывают» АНЛ).
- Они не имеют своего «надындивидуального», «непсихологического» существования, не бытуют сами по себе, как мир культуры, как нечто объективное, заданное.
- Они не могут быть поняты и исследованы вне деятельностного, жизненного контекста.
Функции смысловых образований как основных конституирующих единиц личности
- Это создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Будущее – главное опосредующее звено движения личности. Смысловые образования – основа этого возможного будущего, которое опосредует настоящее. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними.
- Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки. Нравственные оценки подразумевают внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Эта опора и есть смысловые образования. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются. Смысловые отношения порождаются в деятельности, но образуют отдельную сферу. Т.о. есть смысловое поле и действенное поле.
Уровни смысловой сферы личности
- Нулевой: прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой. Если очередь большая, а билетов мало, нет смысла стоять —- смысл привязан к ситуации.
- Первый: эгоцентрический уровень. Личная выгода, удобство, престижность. Люди рассматриваются как удобные\неудобные.
- Второй: группоцентрический. Определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше. Люди: свои\чужие.
- Третий: просоциальный. Характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим (неважно, кому именно). Принцип самоценности становится всеобщим.
Конфликтный смысл: хочется и колется. Поступок – это либо преодоление преграды, либо отказ от действий.
Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности. Ценностное восприятие даёт возможность человеку преодолевать неудачи и преграды действенного поля.
Подраздел: Шпаргалки по психологии личности
Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:
- Спадковість у людському розвитку
- Педагогічна і гуманітарна культура
- Предмет и задачи социальной психологии
- Реалізація змісту освіти в сучасній школі
- Поняття про принцип, правило
- Классификация закономерностей обучения
- Смысл метода требования, метода приучения
- Наукові вимоги до формування змісту освіти
- Понятие системности мышления
- Социальная психология об уровнях развития группы. Признаки коллектива (команды)