В настоящей работе делается очередной шаг в изучении восприятия эмоций.
Во-первых, восприятие эмоций рассматривается в рамках модели восприятия эмоциональных явлений Бергфельд – Левченко (2002).
Во-вторых, мы провели эмпирическое исследование, в котором проверялась следующая гипотеза: актеры воспринимают эмоции на уровне категоризации.
Объектом исследования является восприятие эмоций.
Предмет исследования – особенности восприятия эмоций актерами.
Задача эмпирической части исследования заключалась в том, чтоб выяснить особенности восприятия эмоций (собственных и чужих) представителями профессии «актер».
В исследовании приняли участие студенты старших курсов ПГИИК специальности «Актерское искусство» (60 человек) и студенты старших курсов ПГУ специальности «Менеджмент организации» (60 человек). Применялась методика ретроспективного отчета о собственных эмоциях и описания эмоций другого человека (А.Ю. Бергфельд, 2002).
Результаты подвергались обработке методами контент-анализа, статистическая обработка осуществлялась с помощью процедуры углового преобразования Фишера для сопоставления выборок по качественно определяемому признаку.
Было установлено, что актеры склонны воспринимать собственные эмоции и эмоции в другом на уровне категоризации, реализуя обе стратегии восприятия, т.е. процесс восприятия эмоций другого человека у актеров опосредован мышлением. Они осознают эмоции через мимические, психомоторные средства экспрессии как целостный акт эмоционального поведения, вегетативные изменения; для них характерно осознание эмоций через ощущения определенной модальности, динамичности, изменчивости, длительности протекания эмоций, амбивалентности, интенсивности, типичности и повторяемости в опыте эмоциональных переживаний, они осознают способ восприятия и причины эмоций, эмоцию как локализованную в каком-либо органе.
Полученные результаты можно объяснить спецификой процесса обучения актерскому мастерству. Так, упражнения, применяемые при обучении актеров, направлены на развитие таких способностей как зрительная и слуховая наблюдательность и память, способности к саморегуляции, мышечная память и др. Актеров учат работать над собой, учат быть гибкими, быстро входить в роль, наблюдать за своим поведением и чувствами. Кроме того, для успешного овладения профессией «актер» необходим большой труд над своей личностью, внутренняя работа (О.Н. Бурмистрова, 2005).
М. Афасижев, описывая типологию эмоций в искусстве, выделяет 3 эмоциональных уровня искусства и указывает, что второй эмоциональный уровень искусства связан с восприятием внутреннего, духовного, мира изображаемых в искусстве персонажей и героев. Его содержание, выражаемое в чувствах, мыслях и переживаниях героев, может быть отражено лишь во внешнем проявлении, т. е. в словах, мимике, действиях и поступках. Но чтобы адекватно выразить это содержание, необходимо осознавать собственные эмоции, их характеристики (модальность, амбивалентность, динамику, типичность и т.д.), а также способы их выражения, что соответствует категориальному уровню восприятия эмоциональных явлений и позициям внешнего и внутреннего наблюдателя (М. Афасижев, 1997).
Актеры также осознают эмоции другого человека по аналогии с собственными, тем самым, реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия. Кроме того, большинство испытуемых из выборки актеров положительно относятся к познанию эмоциональных переживаний другого, осознают следствия и причины эмоций другого человека.
Полученные результаты можно связать с тем, что, согласно Р. Хэммонду и Д. Эделманну (1991), актеры более экстравертны и общительны по сравнению с представителями других профессий. Они более склонны к рефлексии и проявляют большую чувствительность к экспрессивному поведению других людей, чем не актеры.
Возможно, это опять-таки связано со спецификой процесса обучения актеров, когда их учат наблюдать не только за собственным поведением и чувствами, но и других людей, учат артистической смелости и взаимодействию друг с другом на сцене, чувствованию партнера.
Кроме того, в выразительных видах искусства эмоции воплощаются наиболее полно и адекватно, так как доминантные средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика, пространственные формы – выполняют знаковую функцию по отношению к эмоциям (С. Махлина, 1997). Театр обращается к зрителю через его эмоции, через эмоциональную сферу (Л. Бобков, 1997).
Чтобы наиболее полно передать замысел зрителю, вживаясь в образы различных персонажей, актер должен прибегать к помощи воображения и основываться на элементах личного опыта (К.С. Станиславский, 1936), о чем и говорил К.С. Станиславский, который в общих чертах намечает приемы, посредством которых актер в своем воображении может лично пережить ситуации, созданные драматургом, и эмоции персонажей пьесы (Г. Вильсон, 2001).
Именно поэтому актеры воспринимают эмоции в другом на уровне категориального восприятия и с двух позиций, а непосредственно воспринимая эмоции другого, осознают их по аналогии с собственными.
И.А. Чернова, Е.В. Левченко.
Восприятие эмоций актерами. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В. Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. – Вып. 1. – 148 с.
Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:
- Социально-психологические особенности поведения футбольных фанатов
- 7. Общие принципы консультирования родителей
- 8. Общие принципы опосредованной коррекционной работы
- Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет
- Субъективная картина жизненного пути подростков
- 5. Интерпретация полученных данных
- Анализ эффективности применения методов психологической саморегуляции в индивидуальных видах спорта
- Электронная няня для молодых мам
- Sаndplay с маленькой буквы «s»
- Половые особенности интроспекции в юношеском возрасте