В настоящее время все больше увеличивается интерес людей к собственной судьбе. Судьба представляется как заранее определенные события. Судьба, понимаемая в широком смысле, ставит человека в определенные рамки, создавая нормы, которые определяют поведение человека, влияя на его жизнь. Чингиз Айтматов начинает свой последний роман «Когда падают горы(вечная невеста)» размышлениями о тайне судьбы: «Существует одна непреложная данность, одинаковая для всех и всегда, – никто не волен знать наперед, что есть судьба, что написано ему на роду, – только жизнь сама покажет, что кому суждено, а иначе зачем судьбе быть судьбою… Так было всегда от сотворения мира, еще от Адама и Евы, изгнанных от рая, – тоже ведь судьба, – и с тех пор тайна судьбы остается вечной загадкой для всех и для каждого, из века в век, изо дня в день, всякий час и всякую минуту…» (2007, с.19).
На наш взгляд, именно изучение понимания судьбы дает возможность определить, какую роль она играет в жизни каждого человека, насколько человеку свойственно полагаться на судьбу, какие качества он в ней выделяет.
Теоретический анализ литературы по проблеме понимания судьбы позволяет выделить несколько аспектов ее понимания:
- фатальность судьбы, человек полностью от нее зависит (понимание судьбы связано с верой, идеей божественного предопределения, но и с частичным признанием свободы воли человека);
- представление о сверхъестественной силе, предопределяющей все события в жизни людей и их поступки (здесь может отсутствовать религиозная вера, но присутствует вера в некие силы, не относящиеся к религии);
- стечение обстоятельств (некоторые события в жизни человека, которые он не учел, которые выходят из-под контроля, не запланированные заранее);
- будущее, что случится (в данное понятие входит планирование своего будущего, выбор жизненного пути, а также поступки человека в настоящем, которые в будущем приведут человека к определенным результатам).
Нами было проведено эмпирическое исследование представлений о судьбе, в котором принимали участие лица с высшим и средним специальным образованием.
В работе были использованы следующие методы: рисунок жизненного пути, сравнение понятий «жизненный путь» и «судьба», что дает возможность более точного понимания представлений о судьбе каждого респондента, метод классификации афоризмов о судьбе, интерпретация пословиц на тему судьбы. Два последних метода были разработаны нами на основе теоретического метода анализа высказываний Г.М. Гак (1981). Основная идея методов заключается в том, что человек, оперируя пословицами и афоризмами, выражает свое скрытое понимание судьбы.
В результате проведенного исследования установлено, что существуют значимые различия в понимании судьбы лицами с высшим и средним специальным образованием.
Респонденты со средним специальным образованием понимают судьбу как силу, властвующую над человеком, предназначенную ему богом, и человек не в силах на нее повлиять.
Респондентам с высшим образованием свойственно понимание судьбы как дополнительных условий или ограничений в жизни человека. Человек взаимодействует с судьбой и способен преобразовать ее.
Г.С. Смертина, Е.В. Левченко.
Социальные представления о судьбе. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В. Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. – Вып. 1. – 148 с.
Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:
- Особенности взаимосвязи характера человека и его имени
- Авторитет родителей в воспитании детей
- Социальные представления о судьбе
- Методы исследования психических состояний и их регуляции у лиц, попавших в критические ситуации
- 7. Общие принципы консультирования родителей
- Методы изучения представлений о страхе
- Особенности переживания негативных эмоций подростками
- Особенности представлений о человеке в зависимости от его почерка
- Детские страхи и их происхождение
- Восприятие фундаментальных эмоций