Реброва Екатерина Викторовна
Наши любимые вещи, все то, что окружает нас и создается нами, осознаем мы это или нет, отражает нас самих. Замечая и осознавая символизм, наполняюий нашу жизнь, возможно познавать себя, осознавая неслучайные отношения внутренних образов и их материальных проекций. Играя в камушки, выбирая и отвергая, создавая и разрушая соотношения цвета и формы, материала и сюжета, бессознательное говорит с нами на языке образов и символов, воплощаясь в метафоры. Интуитивная творческая деятельность позволяет наладить диалог с самим собой, который ведет к самопознанию, интеграции и трансформации.
Работа с предложенным материалом предоставляет пространство для творчества психолога и клиента, индивидуальной и групповой арт-терапии, экспрессивно-символической деятельности, различных форм релаксации и актуализации образов бессознательного.
Цель: осознание бессознательных тенденций, экспрессивное творческое самовыражение, интеграция.
Роль психолога: фасилитирующая, ассоциативно-направляющая.
Материал: коллекция камушков, состоящая из минералов, бусин, шариков, бисера, морских камней и раковин, пластмассовых и стеклянных элементов.
Камни представлены всех основных цветов, разнообразных форм и размеров, природного и искусственного происхождения.
Преимущества:
– задействование сенсорного канала восприятия позволяет переключить доминирующий очаг возбуждения, что способствует эмоциональной регуляции, расслаблению;
Рис. 1. Коллекция камушков.
– свойства применяемого материала реализуют потребности клиента в наличие четких границ, контроле над процессом творческой деятельности, возможности в любой момент изменить созданный продукт творчества;
– активизация ассоциативного ряда и образного мышления при восприятии абстрактных объектов и обсуждении композиций, стимулирует работу «подавленного» правого полушария;
– направленное сосредоточение и стимуляция осознания ощущений – центрируют фокус внимания на субъекте, его телесных проявлениях;
– побуждение к спонтанной игре позволяет проявиться внутреннему ребенку, раскрыться творческому потенциалу.
Формы работы с детьми и взрослыми:
«Релаксация»: знакомство с материалом, спонтанная игра, выбор наиболее отзывающихся камушков. Фокусировка внимания на сенсорных ощущениях помогает ощутить себя в ситуации «здесь и теперь», способствует эмоциональной регуляции.
«Театр прикосновений»: групповая форма релаксации, при расслаблении одного участника группы остальные осуществляют с ним сенсорное взаимодействие, раскладывая на теле различные камушки.
«Инсталляция-сказка»: создание композиции из камушков в «найденном» или предложенном пространстве. В зависимости от контекста арт-терапевтического процесса, инсталляция может создаваться в песочнице, круглой тарелке, на различных цветовых фонах. Придумывается история или сказка, по мере сочинения композиция трансформируется. Техника инсталляции позволяет соединить разрозненные фрагменты в единое целое, что дает клиенту ощущение контроля над изобразительным процессом.
«Выбери меня»: групповая игра в ассоциации, где каждый участник ассоциирует себя и другого с камушком, аргументируя свой выбор. Участники делятся своими переживаниями. Игра эффективно применяется при арт-терапии с семьей.
Игра «Остров сокровищ»: ребенку предлагается закопать камушки–сокровища в песочнице и отправиться на поиски сокровищ. Раскапывая сокровище, ребенок называет, что ценное приходит в его жизнь вместе с сокровищем, какое качество характера, возможность, знание или умение он получает, обладая сокровищем. Игра позволяет обсудить с ребенком его значимые ценности, принятие или отвержение системы ценностей его семьи.
Игра «Как это относится ко мне?»: с закрытыми глазами выбираются камушки. Когда камушек выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в жизни клиента напоминает этот камушек, как этот цвет и форма относятся к нему.
В этой игре камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций клиента. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос.
Инсталляция «Мир на ладошке»: на ладони создается композиция из выбранных камушков (см. Рис. 2). Пространство ладони, голографически отражая весь организм, стимулирует создание личностно значимых образов, акцентирует внимание на области центра, основании ладони, и области пальцев как удаляющегося пространства. Так выбранные камушки и созданная из них композиция будет являться проекцией «Я–образа» клиента.
Рис. 2. Композиция из выбранных камушков.
Обсуждая композицию, психолог и клиент отправляются в совместное путешествие к метафорам бессознательного, исследуя приходящие чувства, ассоциации и значения символов, замеченные взаимосвязи. Психолог просит клиента подобрать ассоциации к каждому камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях которые он вызывает. Свойства камушков могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначать для автора те или иные события, отражать динамику внутренней жизни. Психолог добавляет свои ассоциации, опираясь на общекультурный символизм, делится чувствами, подчеркивает значимость расположения камней в композиции, помогая установить взаимосвязь образов между собой и с событиями жизни клиента. Важно обращать внимание на пространственные характеристики композиции: центр ладони – актуальное восприятие себя в момент «здесь и теперь»; область пальцев – цели, установки и ожидания связанные с будущим; область ладони у запястья– основы, прошлое. Представленный психический материал в большинстве случаях представляет собой стремление к нахождению баланса противоположностей: материальное–духовное, мужское–женское, активность–пассивность, беззащитность–уверенность, импульсивность–контроль и т.д. Пространство композиции символически объединяет противоположности, способствуя большему принятию. Постепенно с обсуждением и осознанием взаимосвязи элементов, складывается целостный образ – композиция обретает название, что определяет центральную смысловую идею созданного образа.
При интерпретации выбора и обсуждении учитывается:
- семантическое пространство выбирающего, с чем клиент обратился, о чем думает, что чувствует, каков его запрос;
- личностные ассоциации клиента;
- символизм цвета, формы, расположения;
- общекультурное и историческое значение обсуждаемых качеств, символов;
- ассоциации психолога, синхронистичность;
- пространственно-временные соотношения в композиции.
Композиции из камушков, как правило, непредсказуемы и неожиданны для создающих. Настроение игры, отсутствие возможности и необходимости просчитать, логически выстроить и обосновать выбор, заставляют действовать интуитивно, а значит и более открыто и искренне, минуя психологическое сопротивление и чрезмерные защиты.
Литература:
- Малкоиди К. Палитра души. – К.: София, 2004. – 272 с.
- Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:
- Восприятие эмоций актерами
- Эротический «киборг-вибратор» с расширенным спектром сексуальных ощущений
- Особенности понимания художественного текста экстравертами
- Особенности представлений о человеке в зависимости от его почерка
- Психотехнические упражнения в спорте
- Методы исследования психических состояний и их регуляции у лиц, попавших в критические ситуации
- Воздушно – шариковое самоуправление душевным равновесием
- Восприятие фундаментальных эмоций
- К вопросу о волевых качествах спортсменов
- Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде