Иногда дети могут принести с собой на первый прием игрушку или любимую куклу, и это свидетельствует о том, что они испытывают чувство тревоги. Поэтому желание ребенка принести с собой в игровую комнату свою куклу следует признать и принять. Если ребенок следует за терапевтом по коридору, направляясь в игровую комнату, и обеими руками прижимает к груди грузовик, ему нужно это разрешить и использовать это обстоятельство для установления контакта с ребенком по дороге в игровую комнату: «Роберт, я вижу, ты что-то решил с собой взять в игровую комнату. Наверное, это совершенно особенная игрушка. Грузовик зеленый, с черными колесами». В этой реплике терапевт признает желание ребенка взять грузовик в игровую комнату, позволяет ему это сделать, признает важность грузовика и показывает, что грузовик ему очень понравился.
Означает ли это, что все предметы, которыми дорожит ребенок, можно приносить в игровую комнату? Абсолютно нет. Общее правило гласит, что разрешается приносить только вещи, аналогичные игрушкам, обычно находящимся в игровой комнате. Игрушки с дистанционным управлением, сложные механические игрушки, надувные шары, кассетные магнитофоны, игрушки из стекла и т.д. не облегчают взаимодействия с детьми или их самовыражения и, следовательно, их приносить не разрешается. Не разрешается приносить и любимые книжки, т.к. застенчивый, замкнутый или защищающийся ребенок может «спрятаться» в книжку и провести все сорок пять минут, избегая контактов с новой для себя средой или с терапевтом. Книги редко облегчают построение отношений с ребенком в игровой комнате.
Приходя на прием, дети могут жевать какие-то сласти. Лучше всего исключить приемы пищи в игровой комнате, поскольку еда отвлекает ребенка. Если ребенок, например, жует чипсы, он едва ли может увлечься игрой, и, кроме того, возникнут проблемы, если он решит угостить терапевта. Если терапевт не выпьет предложенной ребенком кока-колы, возможно, ребенок почувствует себя отвергнутым. Если разрешить ребенку принести пищу в комнату, дело обычно кончается тем, что ребенок начинает настаивать, чтобы терапевт все же попробовал кока-колу или печенье. Если ребенок появляется с наполовину съеденным мороженым, терапевт может проявить сопереживание и понимание, позволив ребенку доесть мороженое, прежде чем отправиться в игровую комнату. Однако это не означает, что следует ждать, пока ребенок допьет до конца бутылку кока-колы. Вам когда-нибудь случалось видеть, как четырехлетний ребенок пьет бутылку лимонада? Это может растянуться на несколько часов!
Реагируя на запрещенный предмет, терапевт должен бережно отнестись к чувствам ребенка: «Я знаю, тебе хотелось бы взять эту игру с собой в игровую комнату, но она должна остаться здесь, в приемной. Когда ты вернешься она будет ждать тебя здесь». Тем самым терапевт берет на себя ответственность за то, чтобы напомнить ребенку сорок пять минут спустя, что игрушка находится в приемной. Точно так же дети склонны забывать, что они принесли в игровую комнату какую-то свою игрушку; поэтому в конце сеанса терапевту следует напомнить об этом ребенку.
Подраздел: Типичные проблемы игровой терапии
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Участвовать ли в игре ребенка?
- Активное участие
- 10. Рекомендуемая литература
- Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе
- Десять черт суицидального поведения по Шнейдману
- Семейный праздник – радость или мука?
- Не кричи «Волки!»
- Приглашать ли в игровую комнату родителей, братьев и сестер?
- Краткосрочная позитивная психотерапия
- Гештальт-терапия