Отцовство, как это определяют словари, – отношение к ребенку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании. Роль отца неодинакова в различных культурах и зависит от таких факторов, как количество жен и детей, степень власти отца над ними, количество контактов с женой и детьми, включенность в уход за ребенком и ритуалы, связанные с его воспитанием, а также от участия отца в жизнеобеспечении и защите семьи.
В большинстве примитивных обществ контакт отца с ребенком был нежелателен, а открытое выражение чувств осуждалось этикетом. В современной культуре наблюдается сближение отцов с детьми, что, однако, сопровождается падением его авторитета в семье. Современное родительство примечательно ростом безотцовщины или частым отсутствием отца в семье, незначительностью его контактов с детьми, педагогической некомпетентностью отца. С точки зрения демографии современная семья становится преимущественно материнской. Несет ли семья потери в результате этих изменений? На наш взгляд, да. Мы не станем убеждать читателей в том, что отец в семье нужен (поскольку именно его чаще лишаются дети) или полезен. Он нужен хотя бы потому, что, в отличие от женщин Запада, россиянке после развода уже не придется задумываться о поучительной или романтической стороне расставания, поскольку наша повседневность забирает много сил и чувств. Но с тех пор, как развод стал обычным житейским делом, не требующим специального решения, и простым в осуществлении, у многих людей стало складываться впечатление, что и само понятие «отец» – это анахронизм, пережиток прошлого. Для чего в семье нужен отец? Да и нужен ли вообще?
Эти вопросы не задавались в патриархальной семье, где было ясно и взрослым, и детям, что отец – глава семьи. Общественное положение отца и его заработок определяли весь уклад жизни – сколько времени мать может уделять детям, должна ли она работать, могут ли дети получить образование. Поэтому статус отца в семье был необычайно высок – он принимал основные решения о судьбе детей, их профессии, замужестве и женитьбе, решения, которые, впрочем, либо незаметно отменялись, либо преобразовывались в другие средствами вечной женской дипломатии. Однако главное – отец определял стратегию жизни семьи, а мать – ее тактику.
В настоящее время вклад отца в жизнь семьи не так ясен, как прежде – это связано с высокой загруженностью женщин, в большинстве своем совмещающих профессиональные и семейные обязанности. По-прежнему он приносит домой заработок, но его вклад в экономику семьи уже не так весом. И, как следствие, возникает ложное впечатление, что без отца в семье не только можно обойтись, но что его отсутствие даже полезно. В психолого-педагогических кругах стало общим местом утверждение, что отец – «биологическая необходимость, но социальная случайность». Никто не спорит о том, что отец нужен для продолжения рода (биологическая задача) или как спонсор, обеспечивающий нормальный уровень жизни (экономическая задача), но не все признают важность влияния отца на личность ребенка (педагогическая и психотерапевтическая задачи). Особенно важно задуматься об этом в случаях, когда родители расстаются. Поэтому хотелось бы сделать одно замечание. Независимо от того, как сложатся дальнейшие отношения в распадающейся семье, отец для ребенка – это навсегда. Ни отчим, ни тесть, ни друзья матери или старшие наставники его никогда не заменят. Отец может мало или не совсем правильно воспитывать ребенка, пусть как «фигура молчания» – но он должен быть. Причудливость детской фантазии добавит те черты, которых нет у равнодушного родителя, но которые ребенок жаждет видеть – не приходилось ли вам слышать рассказов взахлеб о прогулках, рыбалке, играх с отцом, которых, как вы прекрасно знаете, никогда не было? Это говорит о том, что в бессознательном детской души, несущей отпечаток многих поколений человечества, зарезервировано место для отца. И лучше, если это «святое» место не окажется занято заместителем.
Какие же социальные и духовные потребности ребенка «обслуживает» присутствие в семье отца?
- Потребность в защите и любви. Беззащитность перед внешним миром – один из источников неврозов современных детей. Наличие отца повышает статус ребенка в глазах сверстников (да нередко и взрослых) – все знают, как дети любят хвастать профессией, силой, да и просто наличием отца в доме. Ребенок стремится, чтобы все видели, что он не один. В жестоком мире детских коллективов наличие матери «котируется» гораздо ниже, чем отца. И чем больше любви получает ребенок, тем больше доверия к миру он испытывает, тем более мирным и дружелюбным будет его отношение к людям.
- Потребность в авторитете. Как отмечал известнейший этолог Конрад Лоренц, в человеческом обществе, как и среди животных, никто не отменял инстинкта стаи. А это значит, что должен быть и вожак – главный, непререкаемый авторитет. Вопреки распространенному мнению, дети не стремятся к абсолютной свободе, которой еще не в силах распорядиться, дети нуждаются в том, чтобы эту свободу ограничил разумный, заботливый близкий человек, берущий на себя за .них ответственность. «Мой папа сказал» – это часто самый сильный аргумент в спорах детей.
- Потребность в образцах «мужественного» и «женственного» поведения. Если в семье растет девочка, она учится быть женственной, глядя на маму. Но для кого старается мама? Ее красота отражается в отношении отца, в его внимании. Мать может позволить себе слабость быть женственной. И девочка, глядя на мать, тоже во многом ориентируется на отца. Это первый важный мужчина в ее жизни.
Если в семье сын, то, лишь глядя на отца, он понимает, как прекрасно быть мужественным и великодушным, как важно быть ответственным и представлять последствия своих поступков. Как важно брать на себя все самое трудное – в этом и заключается основа мужественности. И одновременно наблюдать, что женщина может быть слабой, терпеливой, послушной, может принимать решения отца и не соревноваться с ним в распределении власти. Глядя на мать, сын видит ее еще и глазами отца, а в отце узнает будущего себя, такого, какой нравится матери. Важным моментом развития мальчика является образование так называемого Эдипова комплекса, состоящего в любви к матери и любви-ненависти к отцу, комплекса, из которого, согласно взглядам психоаналитиков, вырастает впоследствии высшая духовная инстанция личности – «Сверх-Я». И если из семьи уходит отец (или мать), то представление ребенка о себе и мире уже не может быть таким богатым и полным, как раньше. Представим себе, что в калейдоскопе исчезло одно из трех зеркал – он еще может забавлять, но узоры в нем будут проще и беднее.
Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова.
Подраздел: Ребенок в карусели развода
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Перечень вопросов, обсуждаемых на супервизии
- Моделирование игр – сказок на песке
- Не расставаться никогда!
- Помогать учиться? Да!
- Искусство прощать
- Психологический кабинет
- Современные подходы к семейному консультированию
- «Золотые» цепи родительской любви
- Мой дом – это я!
- Программа «Это Я»