2-я шкала
Опыт показывает, что депрессивный тип реагирования вовсе не является универсальной и сугубо обязательной реакцией на психотравму и развивается лишь на почве определенной предиспозиции. Поэтому подъем профиля по 2-й шкале выше 70 Т выявляет у обследуемого не только пониженное настроение в связи с негативными переживаниями, но и личностные особенности — склонность к острому переживанию неудач, к волнениям, к повышенному чувству вины с самокритичным отношением к своим недостаткам, с неуверенностью в себе.
Эти черты усугубляются в профиле типа 270′-/9, свойственном лицам с акцентуацией по тормозимому типу, с тревожно-мнительными чертами. В извечном конфликте между эгоцентрическими и альтруистическими тенденциями представители этой группы лиц отдают предпочтение последним. Отказом от самореализации исключается противоборство этих противоречивых тенденций и снижается риск возникновения конфликта со средой. Если повышение по 1-й шкале означает неосознаваемый, вытесненный отказ от самоактуализации, то повышение по 2-й выявляет осознанный самоконтроль, когда нереализованные намерения — в силу внешних обстоятельств или внутренних причин — отражаются в пониженном настроении как результат дефицита или потери. В то же время лица этого круга могут проявлять достаточную активность, следуя за лидером, как наиболее конформная и социально податливая группа. Умеренное повышение 2-й шкалы с наступлением зрелого возраста рассматривается как естественный «нажитой скептицизм», более мудрое отношение к жизненным проблемам в противовес беспечности и оптимизму молодости, проявляющимся относительно более низкими показателями по 2-й и высокими по 9-й (шкале «оптимизма»).
Одновременное повышение 2-й и 9-й шкал отражает склонность к перепадам настроения, циклотимный вариант личности или циклотимию. Профиль типа 24′-/9 должен настораживать в плане повышенного суицидального риска (S-риск), так как помимо характеристик 2-й шкалы добавляется снижение уровня жизнелюбия и оптимистичности (определяемого 9-й шкалой) и повышенная импульсивность (4-я шкала).
Лица с умеренным подъемом по 2-й шкале в качестве доминирующего пика — благодатная почва как для индивидуальной, так и для групповой психотерапии.
Из всех типологических вариантов, лица с преобладающей в профиле СМ ИЛ 2-й шкалой отличаются наибольшей ранимостью по отношению к жизненным невзгодам, стремлением осмыслить и «оттормозить» собственные непосредственные порывы, уйти от конфронтации с жестокими законами реальной жизни в связи с пессимистической оценкой своих возможностей при противодействии стеничным установкам окружающих. Паттерн (структура, рисунок) данной личности таков, что судьбореализующая тенденция несет на себе отпечаток известной пассивности, и обстоятельства могут быть довлеющими над характером. Видимо, поэтому, для этого типа характерен фатализм, т.е. тенденция полагаться на то, как все «само собой складывается», «куда кривая вывезет», и «как повезет», нежели самим пытаться повлиять на судьбу. Это — страстотерпцы: сами того не сознавая, они упиваются ролью жертвы, безропотно несущей свой крест. (Следует отличать тип «2» от нажитой с годами старческой пассивности). Отказываясь от реализации сиюминутных эгоистических потребностей, личности типа «2» надеются тем самым решить отдаленные проблемы и формировать базу духовных ценностей. Нереализованные потребности сублимируются и проявляются общегуманистическими тенденциями. Личные аспекты жизни определяются их стремлением сохранить семью; женятся и выходят замуж, ориентируясь на сходство характеров или соглашаясь на зависимую позицию; проявляют выраженную ответственность за детей, болезненно реагируют на разлуку с близкими. Среди личностей этого типа больше однолюбов. При наличии соответствующей личностным наклонностям социальной ниши успешно реализуют свои способности, проявляя при этом подчеркнутую ответственность. Даже в криминальной среде они могут выполнять только наиболее честные и ведомые роли (казначей или «стоящий на стреме»). О таких людях говорят, что у них «есть страх божий в душе»; они скорее других способны на альтруистические проявления. Это не значит, что у них нет эгоистических устремлений, но страх несоответствия собственному представлению об идеале «Я» и низкая стрессоустойчивость формируют выраженное «Супер-Эго». Однако — это лишь панцирь улитки, спрятавшейся в свою раковину. Если при этом отмечается невысокий уровень скромных интеллектуальных возможностей, то личность мало заметна. Однако и у таких людей есть «собственный жанр в душе», он лишь спрятан от посторонних глаз. Если же это люди с высоким интеллектом, то, не размениваясь суетно на житейские мелочи, они тяготеют к серьезным обобщениям. Социальная роль таких личностей — формирование гуманных идей и либеральных тенденций в тиши кабинетов, чем потом пользуются для достижения власти стеничные прагматики. Среди них и те философы, которых то приближают, то карают власти предержащие в зависимости от того, выгодны для них эти идеи или опасны. Во власть они по своей воле не вхожи, но ореол святости им льстит.
Л. Н. Собчик
Подраздел: СМИЛ
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
- Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной
- Конструктивное поведение в переговорах (разработано на основе рекомендаций X. Корнелиус и Ш. Фэйр)
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
- Анкета «Демотивирующие факторы в организации»
- Тест Гилфорда «Социальный интеллект»
- Методика «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка
- Опросник аффилиации А. Мехрабиана
- Методика Додонова «Предпочитаемые переживания»
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
- Копинг-тест Лазаруса