Самообразование — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Напр., автодидактами (самоучками) были археолог Генрих Шлиман, этнограф Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день последним», занялся С., что принесло пользу душе и телу и привело его к мысли о необходимости «Энциклопедии». Важность С. как возможности восполнения традиционного образования понималась во многих странах, что приводило к созданию вечерних курсов, воскресных школ и пр. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в Москве — «Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А. Бэна), в СПб. — «Отдел для содействия самообразования при Педагогическом музее».
Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему: можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) определенным видом общения. Основания для такой точки зрения заложены в диалогичности дискурсивного мышления.
Слабыми сторонами С. являются отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами:
- преодолевается то, что Д. Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил;
- решаются (или не приобретают печальной остроты) проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения.
С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь для детей. Однако начиная с юношеского возраста С.
может быть очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том,чтобы сделать юношу ученым, а в том, чтобы так развить и направить его ум, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.
Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же «учение проходит через всю жизн человека» (С. Л. Рубинштейн). В этой связи уместно выделить широкий смысл понятия С. как самостоятельно организуемой субъектом деятельности учения, удовлетворяющей его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития.
Похожие материалы в разделе Словари:
- Измерения в психологии
- Бало болезнь
- Внимания физиологические механизмы
- Парабиоз
- Энтопические явления
- Кора головного мозга
- Французская социологическая школа
- Яркостный кoнтраст
- Виды речи
- Нистагм