Психология ребенка ↓

Психологический портрет. Путанники.

Социальная дезориентация их проявляется в том, что для ребенка-путаника резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, ребенок может ломать ценные вещи. Выясняется, что происходит это от непонимания запретов, а не от их сознательного нарушения.

Этот неблагоприятный вариант развития возникает чаще всего в результате резкого изменения условий жизни ребенка. В частности, социальная дезориентация может проявиться при смене семьи или при переходе из детского дома в семью в результате усыновления, при поступлении в детский сад или в школу. Развитию социальной дезориентации способствует и резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в школе (в детском саду), отсутствие гибкости у окружающих взрослых.

Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились. Она появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. Дети с высоким общим уровнем социализированности при изменении ситуации легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают «чувствовать» новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. У детей-путаников приспособление к новым условиям резко затруднено из-за перечисленных выше причин.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становится импульсивность, резко повышающая частоту столкновений ребенка с социальными нормами. Импульсивность – это склонность к совершению необдуманных действий. Причиной таких действий становятся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и самоконтроль у импульсивных детей отсутствуют или недостаточно сформированы. Повышенная импульсивность может быть следствием как неврологических нарушений, очень часто встречающихся у отказных детей, так и педагогических просчетов (избалованности, чрезмерной опеки или безнадзорности).

В ряде случаев первичной причиной сниженной чувствительности к социальным нормам является органическое поражение мозга или психическое заболевание. Здесь необходима консультация специалиста (дефектолога, психолога или психиатра), он поможет в преодолении первичного нарушения. Но тем не менее правильное воспитание ребенка, предотвращающее неблагоприятное направление развития, по-прежнему остается задачей родителей.

В развитии детей, испытывающих недостаточность общения со взрослыми, наблюдаются трудности социализации. В этих условиях ребенок с детства не получает общепринятых образцов нормального поведения и недостаточно овладевает умением приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. При этом нельзя сказать, что у такого ребенка понижена чувствительность к социальным нормам – скорее всего, он слабо ориентируется в бытовых рамках «можно – нельзя». При надлежащем обучении такой ребенок-путаник вполне успешно овладевает соответствующими нормами и правилами.

Далеко не все нормы и правила, которыми люди реально руководствуются в своей жизни, можно просто и однозначно объяснить словами. Например, библейская норма «не убий» постоянно нарушается (на войне, при казни преступника, при самообороне и т.п.). Очень трудно дать достаточно полное описание, которое поможет различать те ситуации, в которых норма должна неукоснительно выполняться, и те, в которых она может (или даже должна) быть нарушена. Подобные вещи необходимо именно чувствовать, а не просто знать. Способность их чувствовать различна у разных людей, так же как у них различна чувствительность к музыке, цвету (вспомните дальтоников, не различающих цвета).

Пониженная чувствительность к социальным нормам – это основная психологическая особенность ребенка-путаника. Социальная дезориентация проявляется не только в поведении, но и во всем психическом развитии. Уже в раннем возрасте у ребенка часто наблюдается замедленное овладение предметными действиями. В течение длительного времени сохраняются неспецифические, однообразные манипуляции с предметами. Позднее, в дошкольном возрасте, замедленно развивается игра. Как правило, игры таких детей-путаников однообразны. Игрушки ими могут использоваться неадекватно (например, игрушечная кроватка используется в качестве машины). В рисунках дошкольников с социальной дезориентацией проявляется отсутствие общепринятых способов изображения человека, дома и т.п. Таким образом, особенности психического развития при социальной дезориентации не исчерпываются поведенческими нарушениями, а проявляются во всех сферах детской деятельности. Окружающие однозначно реагируют на поведение ребенка-путаника: он, мол, сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые подпадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен различить, в чем разница между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между порицаемым отбиранием чужих игрушек и поощряемым собиранием своих и т.п. Неадекватная реальным возможностям ребенка реакция взрослых еще больше «запутывает» его, усиливая дезориентированность и способствуя неблагоприятным поведенческим проявлениям.

Боре 9 лет. Родители привели его к психологу с жалобой на многочисленные нарушения норм поведения дома и особенно в школе. Несколько раз он использовал в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге окончились бескровно). В классе неоднократно совершал мелкие кражи: похищал из чужих пеналов ручки, карандаши, ластики. Дома Боря как-то устроил небольшой поджог (не нанесший, но счастью, существенного урона).

Боря – хрупкий сероглазый мальчик. Он держится открыто и доброжелательно. Все расспросы о причинах его проступков наталкиваются на реакцию типа: «так вышло», «так получилось», «не знаю почему». В дальнейшей беседе выясняется, что, по его мнению, к нему. Боре, все придираются. Других мальчиков не ругают, хотя они тоже шалят, а его всегда ругают и даже хотят перевести в школу для хулиганов. А он ничего особенного не делает – он такой же, как все.

Психологическое обследование показало, что интеллект у Бори нормальный, даже чуть выше среднего возрастного уровня. Но у мальчика понижена чувствительность к социальным нормам, а главное – отсутствует понимание их иерархии, относительной значимости разных норм. Для него рядоположены правила типа «нельзя вертеться на уроке» и «нельзя бить палкой по голове одноклассника за го, что он тебя дразнил».

Боря был болезненным мальчиком, и в детский сад его не отдавали. В дошкольном детстве поведение мальчика часто можно было характеризовать как проблемное, но при этом беспокойства у родителей такое поведение не вызывало. Начав учиться, ребенок не мог усноить нормы школьной жизни, и у него уже с первого класса возникли нарушения поведения. Только осознав остроту конфликта Бори с социальной средой, его родители приняли решение обратиться за консультацией к психологу.

Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, не «хулиганство», а следствие незнания или непонимания этих правил. Обычно взрослые считают, что ребенку вполне достаточно объяснить: «Это делать можно, а этого – нельзя». И они старательно объясняют: «Нельзя вертеться на уроке, нельзя бегать по коридору во время перемены, нельзя воровать…» Подобные педагогические проработки дополнительно усиливают путаницу, царящую в голове у «нарушителя». Он окончательно запутывается в том, какие правила – основные, главные, а какие – второстепенные.

Конечно же, ребенок знает, что нельзя портить вещи, воровать, драться, играть с огнем. Но ведь запретов так много! Все их трудно даже перечислить. Нельзя вертеться на уроке, бегать по коридору во время перемены, подсказывать, списывать, обманывать, грубить старшим, переходить улицу в неположенном месте, ковырять в носу, курить, дразнить девчонок…

И в то же время, ребенок видит, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают эти правила: вертятся на уроке, бегают по коридору на перемене и т.п. Из этого он делает вполне естественный вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Отсюда и происходит недоумение Бори по поводу того, что его регулярно наказывают, а других ребят – нет, хотя они тоже не ангелы.

Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и наказывают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность хода развития по антисоциальному пути («раз я плохой, то, естественно, я должен совершать дурные поступки»). Негативную роль играют также нарушения взаимоотношений со сверстниками (вследствие невладения принятыми формами общения).

К подростковому возрасту у ребенка с социальной дезориентацией часто складывается представление о враждебности и несправедливости окружающего мира.

Подобные признаки можно видеть в уже приведенном выше примере. Боря не понимает, что нарушения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей, директора школы и даже его собственных родителей. Такое убеждение очень опасно: оно ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны. В результате у ребенка возникает сознательная антисоциальная установка.

Описанное отношение к окружающему миру приводит к тому, что довлеющей психологической особенностью подростка становится самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Подросток реагирует агрессией и антисоциальными проявлениями, а ответная враждебная реакция окружающих только подтверждает и поддерживает путаные представления подростка о мире и о себе.

Итак, социальная дезориентация проявляется в странном поведенческом сочетании:

  • ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути (ребенок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и т.п);
  • отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание «быть хорошим».

Советы

Взрослые обязаны предельно четко продумать и сформулировать предъявляемые к ребенку-путанику требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными. Запретов должно быть немного. На первом этапе коррекции следует запретить только особо негативные проявления. За каждое нарушение этих запретов нужно наказывать, однако наказание не должно быть чересчур строгим. Его цель не в том, чтобы вызвать у ребенка страх или чувство вины, а лишь в том, чтобы показать ему на неправильность поведения. Поэтому в большинстве случаев достаточно замечания, сделанного строгим тоном. Важно свести запреты к минимуму, чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет.

Когда наиболее грубые нарушения будут блокированы, следует понемногу расширить крут задаваемых ребенку правил поведения, постепенно приближая их к его возрастной норме. Очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка, не допуская формирования негативного отношения к самому себе. Взрослым необходимо помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а из-за неверного понимания ситуации. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок и сам поверил в то, что его поступки неправильны не потому, что он плохой, а потому, что он еще не знает всех правил поведения.

Недопустимо, чтобы наказание определялось не степенью вины, а настроением родителей или учителя, тогда детям трудно разобраться в «устройстве» социальной жизни. Импульсивный ребенок нередко оказывается в ситуации «постоянного наказания», так как не проходит и часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения не должны оставаться без внимания, но и не должны влечь за собой наказания.

В дошкольном возрасте большие возможности для коррекции социальной дезориентации предоставляет сюжетно-ролевая игра. Воспроизводя в совместных с дошкольником играх различные жизненные ситуации, можно научить его адекватно в них ориентироваться. Полезно, чтобы ребенок чередовал исполнение ролей положительных и отрицательных персонажей. Это позволит ему лучше понять специфику различных моделей поведения. Значительную помощь может оказать также обсуждение с ребенком рассказов и сказок, выяснение того, кто из персонажей поступил хорошо, а кто – плохо.

Для преодоления социальной дезориентации важно также проводить работу по целенаправленной социализации всех видов детской деятельности. Например, учить ребенка отображать в рисунке стандартные, типичные для его возраста ситуации. Надо также расширять сюжеты его игр. Это будет способствовать, в частности, общению со сверстниками, имеющему чрезвычайно важное значение для корректировки поведения ребенка-путаника.

Ребенку-путанику трудно предусмотреть последствия своих поступков. Необходимо постоянно обсуждать с ним возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях и наиболее вероятную реакцию окружающих на те или иные действия ребенка. Во время таких бесед важно специально заострять его внимание на стандартных, общепринятых способах поведения.

Как мы видим, социальную дезориентацию можно преодолеть, проводя специальную коррекционную работу. Еще лучше, если удалось не допустить ее возникновения. Главное – чтобы собственные поступки взрослых не усиливали негативные проявления в поведении детей. А для этого родители должны перенести центр тяжести с наблюдений за ребенком-путаником на наблюдения за своими собственными реакциями.

Основные рекомендации при социальной дезориентации состоят в следующем:

  • необходимо свести запреты к минимуму (запрещать нужно только наиболее грубые проявления);
  • все мелкие нарушения нужно как бы оставлять без внимания: они не должны влечь за собой наказания;
  • следует понемногу расширять крут правил поведения, задаваемых ребенку, доводя до возрастной нормы;
  • серьезность наказания должна строго соответствовать тяжести совершаемых ребенком проступков;
  • очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка;
  • всегда помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а из-за того, что он плохо чувствует и недостаточно понимает ситуацию;
  • оказывать ребенку помощь в налаживании общения со сверстниками;
  • полезно обсуждать с ребенком рассказы и сказки, выясняя, кто из персонажей поступил хорошо, а кто – плохо;
  • необходимо постоянно разъяснять ребенку-путанику возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у него стандартные, общепринятые формы поведения.

По книге Е.И. Морзовой «Проблемные дети и дети-сироты»

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *