Половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола.
Для постановки и решения проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий «пол» и «секс». Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело более узкое содержание, чем в тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящее от латинского корня слово «секс» в европейских языках буквально означает «пол», и понятием «сексуальный» таким образом, определяется весь спектр половых различий и полового поведения. В русском языке этому значению соответствуют понятия «пол», «половой». Так, под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма, связанные сего принадлежностью к тому или другому полу; под половыми стереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведения и т.п. В отдельных случаях понятие «половой» употребляется и как синоним понятия «сексуальный». Укоренившееся в русском языке понятие «секс» принято для обозначения специфических отношений между полами, выражающимися в собственно половых отправлениях. Распространенное в обществе отношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, что в сознании отдельных людей понятие «секс» стало ассоциироваться с пороком и развратом, что, безусловно, неоправданно.
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было, прежде всего, связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого определения круга собственников по родственному признаку. Таким образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфере полового поведения и его преемственности. Нормы половых отношений предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.
Необходимые с точки зрения общественной целесообразности ограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических, нравственных и бытовых установок. Согласно им, сексуальные отправления целесообразны лишь ради продления рода и только в этом качестве терпимы и приемлемы. В принципе же половое влечение продиктовано низменными животными инстинктами и заслуживает подавления. Религиозная мораль проповедовала в качестве пути к совершенству духа смирение "плотских вожделений", выразившееся в крайней форме в апологии аскетизма.
Преемственность этих принципов в практике полового воспитания на протяжении долгого времени воплощалась в охранительно-запретительных воспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась как безусловно вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения о детородной функции полового взаимодействия молодой человек должен был получить от родителей незадолго до вступления в брак.
На рубеже ХIХ–ХХ веков значительное изменение отношения к проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентировали внимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целом под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.
Оформление концепции полового воспитания в советской педагогике носило противоречивый характер. В первые годы советской власти энтузиазм по поводу освобождения от многих вековых ограничений вылился в частности в открытую проповедь «новой половой морали», а точнее – полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество довольно быстро оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной крайности. Хотя это и нс признавалось явно, в основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А.Б. Залкинда. Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместить се с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепился следующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности и половое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жестком регулировании и управлении.
Общество вправе строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора партнера. Сексуальным партнером может выступать исключительно супруг, поэтому до момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть подавлены. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности (по Фрейду – «сублимироваться»). Работы советских педагогов по проблемам полового воспитания долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий как «заместителей» полового поведения.
На протяжении десятилетий педагогика оставалась по сути «бесполой»: не принимались во внимание особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики формирования личности; половое просвещение сводилось к привитию гигиенических навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни.
В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыми норм происходит переориентация современной отечественной педагогики и в вопросах полового воспитания. Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.
Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д.В. Колосовым и Н.В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов.
Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.
Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола.
Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.
Краеугольным понятием системы полового восстания Колосов и Сильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение которого выступает важнейшей из педагогических задач. Оно предполагает наличие у ребенка соответствующего его уровню понимания, но верного представления о социальной природе человека в единстве биологического и социального, принципиальной несводимости любых проявлений жизнедеятельности людей к биологическим актам и в то же время неразрывной связи человека со всем органическим миром.
Другим основным понятием является понятие о сущности половых различий и значении половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и понимания его отличий от собственного.
Задачи полового воспитания, таким образом, заключаются в формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы обеспечивали сохранение личного здоровья, создание полноценной семьи, ориентацию супругов на такое количество детей, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать специфические половые особенности (физического и психологического характера) противоположного пола в процессе трудовой деятельности и общения.
В связи с эти дефектным выступает такой стиль полового воспитания, при котором задается ложное направление проявлениям психосексуального развития ребенка, либо они просто подавляются (эти два момента тесно взаимосвязаны и порождают друг друга). Дефектное половое воспитание почти исключительно связано с некомпетентностью воспитателей. Ее основные проявления: незнание особенностей сексуального развития ребенка и соответственно неверная реакция на это развитие, собственные неверные установки по вопросам взаимоотношений полов, а также неверные установки по отношению к детям. Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании в основном сводятся к следующим.
Подавление естественных реакций – не только половых, но и просто непосредственно эмоциональных; это приводит к возникновению препятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности.
Излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых навыков общения.
Выработка неприязни к противоположному полу, подавление любых проявлений половой сущности и интересов.
Сглаживание половых различий, своеобразная половая унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов.
Привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности.
Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.
Эффективность полового воспитания зависит от учета связанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.
Психологическими наблюдениями установлено, что одни и те же особенности внешности и поведения младенца в зависимости от его пола вызывают у взрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считают фемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения, а мальчиков – те же черты мускулинными (мужественными). С новорожденными девочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится больше физических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем с дочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем, показывают, что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливают поведение друг друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиеся черты, но и как система отношений.
Мужчина и женщина биологически и психологически различаются по своему месту и роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода. Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет их более высокую готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность в риске, изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которых требуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, с несколькими динамичными объектами для внимания – именно они позволяют мужчине мобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабым типом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобным условиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена к тонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всего внимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различия объективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей и профессий.
Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и девочек в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания – личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки и высказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется только на словах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам), а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и женственности, ребенок в большинстве случаев практически не усваивает требуемые образцы.
Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.
Формирование половых стереотипов обусловлено не только влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся «учителями» друг для друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со стороны сверстников заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой роли.
Половое воспитание дошкольника должно включать ознакомление с элементарными сведениями о половых различиях и деторождении. Но еще более важным является опыт «неполовой» любви к родителям и сверстникам – залог нравственности в зрелом возрасте.
Поступление в школу знаменует начало нового ответственного этапа полового воспитания. Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель как авторитетный носитель знаний и образцов поведения. В современной школе большинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет специфику школьных требований, практически ориентированных на фемининный стиль поведения. Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школу несколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями пальцев рук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним взрослых, более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем мальчики. Таким образом, они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям к идеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнее учительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабых учеников, последние как правило оказываются представлены почти исключительно мальчиками, что может быть и не связано с их умственными способностями. Такое положение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем не оправданного превосходства над мальчиками.
Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек – к менструациям. Период полового созревания связан с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма в сфере половых отношений ( в частности, всех видов порнографии), но не столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания, что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлении и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов, прежде всего как личностных.
Важным аспектом полового воспитания является сексуальное просвещение. Опыт стран, где оно широко практикуется, показывает, что тактичное и своевременное информирование о проблемах взаимоотношения полов не влечет в принципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этим фактом опровергаются существующие опасения, что информированность в вопросах секса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на ранних этапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественный интерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оно способствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии, чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейных отношений.
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- В какие игрушки играть ребёнку
- Особенности детского рисунка
- Основные закономерности формирования понятий у детей
- Развитие мышления «Раскрась флаги»
- Почему дети лгут?
- Ну что ты вечно держишься за мою юбку?
- Развитие внимания «Ножницы»
- Дерзость и неуважение
- Принципы совместной супружеской жизни
- Наглядно-образное мышление