Семья, как система, с одной стороны имеет физическую структуру, представленную конкретными членами, и, с другой стороны имеется структура отношений в семье – связи между членами семьи. Каждый член семьи пребывает в определенной роли. Отношения в семье – это отношения между ролями.
Что такое роль? Роль возникает в силу определённых ожиданий внешней среды. Соответственно каждая роль включает в себя нормативно одобряемую форму поведения, которая ожидается от человека, занимающего определённую позицию в системе отношений, в том числе и семейных. В понятие роли входят желания и цели, убеждения и чувства, установки, действия и ценности, которые приписываются человеку, занимающему в системе отношений определённую позицию. Это относится и к семейным ролям. Если мы говорим о матери, то у каждого сразу возникает определённый перечень ожиданий, который важно, чтобы мать реализовывала. По тому, как она выполняет свои ролевые функции, оценивают её как хорошую или плохую.
Кроме всех перечисленных моментов, в понятие роль входят также нормы, свойственные роли и санкции. Нормы – это установленные правила, которые должна выполнять соответствующая роль. Если эти нормы не выполняются, то семья накладывает на носителя роли санкции. Санкция – это реакция на выполнение или невыполнение роли. Они бывают позитивными, связанными с успешным выполнением носителем роли обязательств и форм поведения. Позитивные санкции в семье проявляются в поощрении. Негативные санкции следуют за невыполнение нормативу определённой роли. Это и наказание и обвинение и пристыживание и лишение важного и прочее.
Кроме позитивных и негативных санкции бывают внешними (наложены кем-то другим) и внутренними, которые возникают внутри самого человека на определённом этапе развития. Муки совести – это система внутренних санкций. По мере взросления внешние санкции всё больше переходят во внутренние.
Занимая роль нужно знать ожидаемые нормативы и санкции за их нарушение. Все роли можно разделить на 2 группы:
1. Конвенциональные роли – возникшие по договорённости. Это роль, которая определяется правом, моралью, традицией для любого носителя данной роли. Пример – роль матери, отца, мужа, ребёнка и пр. Деятельность человека в этих ролях определяется и защищается законом. Такие роли поддерживаются также моралью, правом, традицией и религией. В конвенциональную роль входят самые общие требования вне зависимости от особенностей, склонностей и способностей носителя роли. Она является безличной, стандартизованной (независимо от того, кто и как её исполняет). Они существуют столько, сколько семья.
2. Межличностные роли или семейные роли. Они являются очень специфическими, свойственны конкретной семье. Они зависят от личных особенностей, склонностей и способностей конкретного человека, гораздо более подвижны, не определяются устоями и предназначены для того, чтобы адекватно и эффективно выполнялись основные функции семьи. В свою очередь эти межличностные роли делятся также на 2 подгруппы:
1). Нормативные семейные (межличностные) роли. Они, прежде всего характерны для функциональной семьи
2). Патологические межличностные роли, возникающие в дисфункциональных семьях.
Нормативные роли способствуют росту и развитию семьи как системы. Они подчиняются закону гомеостаза и являются весьма изменчивыми.
Патологические роли препятствуют развитию семьи и являются тормозом. Ригидны (устойчивы), могут существовать в семье вне зависимости от внешних обстоятельств, составляя серьёзную проблему.
Каждая из ролей внутри каждой семьи наполняется сугубо индивидуальным психическим содержанием. Одни и те же названия для каждой роли могут означать разные содержания. Роль "лапочка" или "рыбонька" – или ласкательное или ругательное. Роли изменчивы, могут изменяться под влиянием разных обстоятельств. В семье сложившаяся роль или вся система ролей должна удовлетворять определённым требованиям, поскольку она предназначена для выживания системы. Эти требования таковы:
1. Роль или совокупность ролей в семье должна создавать достаточно целостную систему. В случае возникновения противоречивых ролей, возникают серьёзные трудности в выполнении роли. Или, когда член семьи не справляется с двумя ролями, каждая из которых входит с другой в противоречие. Жена и мать и отец. Противоречия внутри одной роли или двух ролей приводит не только к семейным кризисам, вплоть до распада семьи. Они вызывают широкий круг нарушений как на индивидуальном уровне или возникновение различных вариантов патологии, возникающих на семейном уровне. Если возникает невроз, появляется нарушение семейного функционирования.
2. Совокупность ролей, которую выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение его основных потребностей в семье. Это потребность в уважении, признании и симпатии. Муж – это не только обязанности, ещё и права. Выполняя обязанности он вправе ожидать и удовлетворения потребностей. Если это нарушается, нарушение потребностей обусловливает нарушение функций, что превращает семью в дисфункциональную.
3. Роли, которые человек исполняет в семье должны соответствовать его способностям и возможностям. Любая семейная роль предполагает, что её носитель обладает соответствующими способностями и возможностями. Если требование непосильно, то неминуемо состояние непосильного напряжения. Оно – результат истощения сил. Или это сильная тревога, которая становится следствием неуверенности человека в том, что он правильно и адекватно выполняет свою роль. В этой ситуации срок эффективной жизни человека в этой роли оказывается очень ограничен, например, если к ребёнку в семье предъявляются повышенные требования, может возникнуть ситуация, когда он будет прикладывать массу усилий, чтобы справиться с задачей, выполнить её и по возвращении родителей может возникнуть срыв в виде заикания, бессонницы и пр. Присваивание человеку несвойственных ролей может приводить к серьёзным как семейным так и личным нарушениям. Семейные нарушения могут состоять в возникновении коалиции. Любая вертикальная коалиция – дисфункциональна. Эти стереотипы поведения передаются из поколения в поколения. И также как мама мордовала дочь, дочь начнет мордовать мужа. Это приведёт к семейной патологии. Одарённость порождает повышенные требования к ребёнку, он начинает искать путей избавиться от роли «надежды семьи». Это может быть выражено в стремлении заболеть или впасть в зависимости, чтоб от него отцепились.
4. Система семейных ролей, которые выполняет индивид должна быть такой, чтобы обеспечить не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи. Если в семье отдых одного члена семьи обеспечивается за счет напряжения другого или разрядка эмоционального напряжения достигается путём вымещения злости на другом, понятно, что подобная ролевая структура серьёзно нарушает семейную функцию.
Основная задача социального работника с семьёй – это выявление и диагностика патологических ролей в семье и определение того значения, которое эти роли играют в состоянии семьи. Роль семейного козла отпущения или семейного мученика, который жертвует всего себя во имя семьи или роль больного члена семьи подробно описаны в книге Эрика Берна «Игры в которые играют люди».
Патологическая роль характеризуется:
1. Один из членов семьи может исполнять межличностную роль, которая является травматической для него, но оказывается психологически выгодной для других. Они ему её и присваивают.
2. Члены семьи прямо или косвенно побуждают других членов семьи принять на себя патологическую роль. Она может быть травматичной для других и выгодной для носителя роли. Пример – больной член семьи.
3. Оба типа ролей сочетаются. При этом один член семьи выполняет патологическую роль, травмирующую его самого, а другой выполняет роль травматичную для других. Патологическая роль – это яркий пример того, когда нарушения индивида обусловливаются нарушением всей семьи. Патологическими ролями, как нарушениями системы объясняют возникновение в семье психических заболеваний. Каждая межличностная роль не является частью личности человека. Она сравнима с раковой опухолью и в этом её опасность. Патологическая роль въедается в структуру личности человека. У него других ролей не остаётся. Она становится дезадаптивной, рано или поздно, за неё нужно платить цену.
Семьи, где существует насилие, также реализуются 2 патологические роли – роль насильника и роль жертвы. Цикл насилия может воспроизводиться долго и существует только потому, что данная игра осуществляется потому что насильнику позволено проявлять насилие, а жертва насилия делает всё, чтобы насилие состоялось. Поскольку каждый в данной роли получает и дискомфорт и выгоды, игра может продолжаться неограниченно долго. Треугольник Гартмана – вверху преследователь в другом углу преследуемый, в 3-м жертва. Когда это может быть? В семье у мужа и жены неразрешенные конкурентные отношения – непродуктивно производится решение вопроса – кто хозяин? Муж выступает в роли преследователя, жена также пытается доказать что и она чего-то стоит. Это приводит к хроническому конфликту, который вымещается на детях, как жертвах. В этом треугольнике всегда много негативной разрушающей энергии и центростремительных сил. У каждого из элементов треугольника могут появляться определённые формы патологии, которые элементы семьи пытаются восстановить. Сексуальная неудовлетворённость порождает взаимные обвинения, напряжение нарастает, необходима жертва для разрядки. Ребёнок ценой своего энуреза уменьшает интенсивность напряжения.
Другая аналогичная структура характерна для шизофрении. Начиная с 30-х годов американские психиатры, наблюдавшие за семьями с больным шизофренией обнаружили специфические роли. В них существует своеобразная роль матери – шизофреногенная мать. Вклад отца минимальный. Такая шизофреногенная мать обычно очень волевая мужеподобная женщина, малоэмоциональная, властная, успешная в деятельности, занимающая высокие позиции, на ней держится семья, чрезмерная рациональность и практическая невозможность к проявлению реакций. Главная черта – амбивалентность (двойственность) по отношению к значимым людям. Одновременно любит, но не может проявить чувств. Это порождает вину, вытесняющую чувства. Это преследователь.
Преследуемый обычно отец. Он обычно слабый, женоподобный, лишенный собственного мнения, семья является тиранической, и то как в ней жить, исходит из одних уст. В качестве преследуемого муж полностью принимает правила игры. Стремится время проводить на периферии – дача, рыбалка, море и пр.
Жертвой становится ребёнок. Папа его избегает. В сеть патологической структуры попадает ребёнок. На него направляется амбивалентнось. На первый план выступает симбиотическая связь. Мать привязывает к себе ребёнка. Это приводит к тому, что у ребёнка с ранних лет возникает состояние глубочайшей растерянности. В силу малолетства ребёнок не может выйти за пределы треугольника и он варится в соку мамы. Имеются нарушения коммуникации. Роль жертвы проявляется в том, что он заболевает шизофренией. Это психогенное заболевание. Ребёнок не может вырваться из треугольника и однажды он платит цену. Подобный больной член семьи делает всё чтобы эту семью сохранить. Подсознательно мама теперь привязала к себе папу. Папа подсознательно не может семью оставить и это продолжает жизнь семьи. Также как и в семьях, где есть зависимый. Если зависимый выздоравливает, то должен заболеть другой.
Как только у больного шизофренией возникает ухудшение, состояние мамы моментально улучшается (активность и деятельность). Как только сыну легче, ситуация меняется. Мама вянет, пока сын опять заболеет. Это существует много лет. Роль и преследователя и преследуемого одинакова.
Исходы патологических ролей. Социальная работа предполагает диагностику и улучшение соц.функционирования. Помощь матери больного шизофренией в социальной адаптации. Главная задача – препятствовать распространению патологическим стереотипам функционирования семьи – разорвать их. В семье с зависимым – разрыв стереотипа попустительства. В ситуации цикла насилия – разрыв и прекращение цикла насилия. Пока он существует – идёт подпитка патологических ролей. Это трудно сделать, т.к. патологическая роль не всегда приносит страдание и часто выгоду. Предпочитают не рисковать и оставлять за собой эту роль. Это или разрешение проблемы конкуренции или соц.дисгармонии или патологического стереотипа отношений. Речь идёт не о коррекции, а о изменении структуры отношений. Изменение стереотипа отношений – дело весьма не лёгкое. При патологической роли эго идентичность исчезает. То, на что можно опереться – нет. Если у жены алкоголика отнять её роль, то за ней ничего не останется.
Переучивание патологических ролей в нормативные – это длительный процесс переучивания. Достижение независимости – это формирование эго-идентичности, которая в норме формируется в 16 – 17 лет.
Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:
- «Гуманистическая» модель семейного воспитания
- Ревность
- Психология семьи как система
- Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
- Социально-психологический климат в семье
- Структура семьи
- Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития»
- Проблемы молодой семьи
- Брак и его последствия
- «Психоаналитическая» модель семейного воспитания