Выбор игрушек и игрового материала должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях, при этом всегда следует принимать во внимание основную идею: уровень развития ребенка естественным образом выражается в его игре и активности. Как уже указывалось, игрушки для ребенка – это его слова, а игра – язык. В связи с этим следует выбирать такие игрушки и игровой материал, которые бы облегчали самовыражение ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности. Мустакас считает, что в комнате обязательно должны присутствовать игровой материал двух типов: структурированные (пистолеты, куклы, мячи и т. д.) и неструктурированные (глина, песок, вода, краски и т. д.). Как отмечает Бюлер, неструктурированный игровой материал можно изменять, деформировать, и ребенок может организовать этот материал таким образом, чтобы воссоздать значимые для него межличностные отношения.
Лэндрет перечисляет семь вопросов, которые могут служить важным оценочным критерием для отбора игрушек и игрового материала.
Могут ли игрушки и игровой материал:
- Облегчить широкий спектр творческой активности ребенка?
- Облегчить широкий спектр выражения эмоций?
- Возбудить интерес ребенка?
- Облегчить экспрессивную и исследовательскую игру?
- Позволить игру без вербализации?
- Дать возможность свободной игры?
- Иметь жесткие конструкции для активного использования?
Кроме того, Лэндрет отмечает, что, поскольку игрушки и материал являются средством коммуникации ребенка, необходимо уделять внимание отбору подходящих образцов. Поэтому необходимо придерживаться правила: игрушки и материал следует выбирать, а не собирать. Игровые комнаты, в которых находится случайно выбранный материал, обретают процесс игровой терапии на неудачу. Таким образом, игрушки и игровой материал, используемые в процессе игровой терапии, следует тщательно отбирать в зависимости от их соответствия логическим основаниям игровой терапии.
Игрушки и материал, необходимые для игротерапии, можно сгруппировать в три категории.
1. Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома, классная доска и т.д.). Они решают ряд задач: делают возможным непосредственное выражение чувств ребенка; дают ребенку возможность играть в свободную игру, что особо важно для упрямых или застенчивых детей; позволяют безопасным способом передвигаться по комнате или сокращать расстояние между ребенком и терапевтом; создают атмосферу некоторой вседозволенности, что позволяет терапевту установить контакт с внутренним миром ребенка.
Пример 6
В игровой комнате – Никита, 6 лет, застенчивый, высокотревожный ребенок. На протяжении нескольких занятий только рисовал или строил башню в отдаленном углу комнаты. С психологом не разговаривал. Наконец взял большую грузовую машину и начал катать ее кругами по комнате, постепенно увеличивая диаметр круга и приближаясь к психологу.
Психолог. Это у тебя машина?
Никита молчит.
Психолог. Она у тебя здорово ездит.
Никита начинает возить машину так, чтобы она задевала ноги психолога. При очередном круге психолог немного выставляет ногу вперед и машина проезжает между ног.
Психолог. Я кто?
Никита. Ты мост.
В случае с Никитой игрушка из реальной жизни, верная реакция и терпение психолога позволили установить контакт в процессе игровой терапии.
2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (игрушечные солдатики, ружье, резиновый нож, игрушки, изображающие диких животных, и т.д.). Они могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности.
В последнее время достаточно часто приходится слышать критические замечания по поводу таких игрушек. Обычно говорится о том, что эти игрушки вырабатывают жестокость и агрессивность у детей. Достаточно сложно согласиться с подобными высказываниями, так как в целях эффективного отреагирования именно агрессивного поведения и используются в игровой терапии подобные игрушки.
Пример 7
В игровой комнате – Денис, 5 лет, агрессивный, высокотревожный ребенок. На протяжении всего процесса игровой терапии старается незаметно что-то сломать. Почти на каждом занятии берет большого крокодила, складывает ему в пасть пистолеты, резиновый нож, игрушечные вилки, дротики на присосках и закрывает на пасти молнию.
Психолог. Ты все это спрятал?
Денис. Да. Это не игрушки.
Психолог. Почему?
Денис. Мама мне не разрешает с такими играть.
Психолог. Здесь ты можешь с ними поиграть, если хочешь.
Денис нерешительно смотрит на крокодила и берет для игры машинку, начиная так сильно возить ее по всем строительным кирпичикам, разбросанным на полу так, что скоро у машины могут отлететь колеса. Психолог делает вид, что не замечает этого, подходит к крокодилу, вынимает у него из пасти пистолет с дротиками на присосках и начинает стрелять в мишень.
Денис. А это хорошая игра?
Психолог. Мне нравится.
Денис. Дайте я попробую тоже.
Именно использование в игровом процессе «агрессивных» игрушек наряду с четкой системой ограничений, которая еще будет описана дальше, помогло Денису снизить уровень агрессивности, овладеть навыками самоконтроля, внутренней оценкой действий и снизило высокую тревожность.
3. Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, кубики, краски и т. д.). Они особенно полезны для работы с застенчивыми и замкнутыми детьми. Позволяют ребенку узнать, что значит созидать или разрушать, дают возможность почувствовать себя в безопасности, выражая свои чувства.
При всех плюсах использования песка и воды в игровой комнате, хотелось бы порекомендовать начинающим игротерапевтам вначале овладеть техникой установления ограничений, затем отработать формы собственных реакций на игру с песком и водой в работе с обычными детьми и только после этого осторожно переносить полученный опыт на работу с высокотревожными и проблемными детьми. Связано это прежде всего с тем, что детей нередко привлекает игра с песком и водой, но вопрос, связанный с сохранением чистоты в игровой комнате, часто становится неразрешимым как для психолога, так и для самих детей. Причем высокотревожный ребенок может сам сознательно избегать «грязнить» комнату или начать это делать после явных или неявных сигналов недовольства со стороны психолога. Также хотелось бы напомнить, что в современной психотерапии существует отдельное направление песочной терапии и квалифицированная подготовка по данному направлению игрового терапевта только поможет повысить эффективность его работы в рамках игротерапии.
Рассматривая группы игрушек в общем, необходимо отметить, что в недирективной игровой терапии особое значение придается конкретному набору необходимых игрушек и игрового материала. Так, Лэндрет предлагает для облегчения процесса самовыражения ребенка следующий набор:
- кукольная мебель (дерево);
- гнущиеся фигурки членов семьи;
- куклы;
- одежда для кукол;
- пустышка;
- бутылка с соской (пластмасса);
- классная доска, мел, цветные мелки, губка;
- кукольная посуда (тарелки, кастрюли, сковородки, ложки, вилки, чашки, блюдца);
- пищевые продукты (пластмасса);
- полотенце;
- метелка, совок;
- мыло, щетка, расческа;
- бумага, цветные карандаши, краски, кисти;
- прозрачная лента, клей;
- игрушечные часы;
- строительный материал (кубики разных размеров);
- пластилин или глина;
- ершики для бутылок;
- машины (грузовик, трактор, лодка, автобус, легковой автомобиль, самолет);
- наковальня и молот;
- ксилофон, барабан;
- игрушечные солдатики;
- резиновый нож, пистолет, ружье, автомат, наручники;
- головные уборы (пожарный, солдат, врач и т. д.);
- сосновое полено, молоток, гвозди;
- ящик с песком, большое сито, воронка, ложка, ведро;
- дикие и домашние животные;
- дротики с присосками для метания, мишень;
- мячи (большие и маленькие);
- телефон;
- ножницы, цветная бумага;
- докторский саквояж;
- игрушечные деньги;
- куклы би-ба-бо: доктор, милиционер, семья, крокодил, волк;
- пластмассовые конструкторы, головоломки;
- лоскутки, мусор, веревочки.
При работе с высокотревожными детьми хороший эффект дает изобразительный материал. Причем использовать желательно шариковые ручки и фломастеры, так как карандаши часто ломаются, что повышает тревожность у детей. Включение же красок в изобразительный материал допустимо на последних этапах игротерапии, так как на первых этапах дети боятся испачкаться, а низкие изобразительные навыки часто приводят к несоответствию результата замыслу.
При работе с высокотревожными детьми часто используются так называемые безопасные игрушки. К ним обычно относится строительный материал, куклы, машинки, то есть все, что не требует от ребенка четкого выполнения правил, правильности действий и т.д.
Складывание кубиков по образцу и мозаики по рисунку, настольно-печатные или подвижные игры соревновательного характера и все игры и упражнения подобного типа не рекомендуются, по крайней мере на первых этапах игровой терапии.
В ходе практического применения недирективной игротерапии для коррекции высокого уровня тревожности у детей мы пришли к необходимости пополнить выше приведенный набор дополнительными игрушками и материалом. Нами были использованы:
- две подушки (разные по размеру);
- большой надувной мяч (но не воздушный шарик);
- игрушечная детская коляска;
- игрушечная и настоящая косметика;
- веревочная лестница, прикрепленная на высоте 2 м от пола;
- настенное зеркало;
- портфель;
- школьные принадлежности, которые включали в себя:
- тетрадь;
- учебник;
- шариковую ручку;
- карандаш;
- линейку;
- ластик;
- фломастеры;
- альбом для рисования.
«Хотя полностью оборудованная игровая комната крайне желательна, она не является самым существенным обстоятельством, которое делало бы возможным самовыражение ребенка». Мустакас считает, что не следует думать, что обстановка или атмосфера игровой терапии определяется исключительно игровым материалом, оборудованием или расположением предметов. «Атмосфера, или эмоциональный климат, возникает вследствие комбинации факторов, включающих в себя и установки терапевта, и личное взаимодействие между терапевтом и ребенком».
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Семейные сценарии
- Коррекция отношений детей и взрослых
- Индивидуальная психология А. Адлера
- 9.2. Семинары-тренинги
- 2. Особенности коррекционно-развивающей работы
- Психоанализ
- Визуально-кинестетическая диссоциация
- Инь и Ян
- 7.1.1. Музыкотерапия
- Прогрессирующая мышечная релаксация Джейкобсона