Автор Э. Крис, авторская модификация Н.Я. Семаго.
Методика предназначена для исследования особенностей личностной (эмоционально-волевой) сферы детей.
Результаты диагностики позволяют понять существующие отношения между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травмирующих ребенка жизненных ситуациях.
Описание методики: Стимульный материал состоит из восьми сюжетов с контурным изображением человеческих фигур. Его диагностическая ценность основывается на существовании в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций:
- выражается в стремлении каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается человек, истолковывать в соответствии со своим жизненным опытом, своими личными потребностями;
- опираясь на свои переживания, ребенок отражает собственные потребности, страхи, тревогу, иные чувства через описание поведения и чувств персонажей своих рассказов.
Стимульный материал необходимо предъявлять в определенной последовательности в соответствии с порядковым номером:
- Три вертикально стоящие фигуры, расположенные на некотором расстоянии друг от друга в разных позах.
- Одна вертикально стоящая фигура в неопределенной позе.
- Группа из четырех стоящих фигур справа и одной фигуры слева.
- Одна стоящая фигура в центре справа и сидящее рядом животное слева.
- Внизу слева лежащая фигура, одна стоящая фигура чуть выше, стоящая фигура справа (все в неопределенных позах).
- Фигуры, находящиеся на наклонной плоскости на четвереньках, головой вправо.
- Две фигуры в полусидящих позах, лицом друг к другу, между ними что-то круглое.
- Сидящая фигура в центре слева и стоящая рядом с ней фигура в неопределенной позе справа.
Процедура проведения
При использовании методики «Контурный С.А.Т. – Н» необходимо обратить внимание на особенность применения подобного рода тестов для детей. Нужно установить контакт с ребенком. Для этого лучше с ним предварительно познакомиться.
В качестве инструкции лучше сказать ребенку, что мы будем играть в игру, в которой он должен представить историю по рисункам, где нужно рассказать, что произошло, что делает человечек на картинке, что было до этого, что потом, чем закончится история. Ответы записываются дословно, а затем анализируются.
Необходимо обратить внимание на важность информации о реальной жизни ребенка, его семье, его поведении в различных ситуациях.
Важно выяснить в ходе исследования, отражает ли история (или некоторые ее детали) реальный порядок вещей или представляет желаемое.
Интерпретация:
Рассказывая по картинке, ребенок вынужден выйти за пределы объективных сведений, предлагаемых изображением. Он делает это в своей манере, которая зависит от его эмоционального жизненного опыта, от сиюминутного эмоционального состояния и проявляется под влиянием предложенного стимульного материала.
При интерпретации существует несколько особенностей, на которые психолог должен обратить внимание:
1. Основная тема
В целом экспериментатора интересует, что «берет» ребенок из изображения и почему рассказывает именно такую историю. Интерпретация будет полнее, если анализировать темы не одной отдельно взятой истории, а определить ее повторяемость или связь с темами историй, рассказанных по всем картинкам.
2. Основной герой
Так как история ребенка может включать несколько персонажей, необходимо понять, который из них главный герой, желательно уточнить критерии для выделения героя из остальных персонажей, совпадает ли он по возрасту и полу ребенка, история рассказывается от лица героя или о нем. Все это является важной информацией о ребенке, особенно рассказы о героях, в которых история является компенсаторным удовлетворением желания.
Здесь же необходимо проанализировать то, как ребенок видит окружающих главного героя персонажей, как он реагирует на них.
3. Остальные персонажи
Включение в рассказ ребенком не нарисованного на карточке персонажа является крайне значимым. Это необходимо отметить отдельно и проанализировать, так как это дает сведение о среде, в которой ребенок живет, и о его эмоциональном отношении к данной среде.
С другой стороны, если ребенок пропускает некоторых персонажей, нарисованных на карточке (не включает их в свой рассказ), необходимо рассмотреть принадлежность этих персонажей к реально существующим лицам, так как основное объяснение данному факту – это желание ребенка (осознанное или бессознательное) ликвидировать, убрать этот объект (реальное лицо) с картинки (из своей жизни).
4. Идентификация
Очень важно отметить то, с кем идентифицирует себя ребенок. Необходимо исследовать реальность и характеристику согласованности объекта идентификации и самого ребенка.
В некоторых случаях объект идентификации – персонаж второстепенный. В некоторых случаях причиной этого может быть бессознательное подавление ребенком некоторых своих интересов, желаний, недостатков, оплошностей, приписываемых главному герою, которыми ребенок либо обладает и не желает этого, либо хочет, но боится обладать.
5. Тревожность (страхи)
Нет необходимости настаивать на определении основного типа тревожности и/или страхов у детей. Важно, присутствует ли тревожность у ребенка вообще и насколько интенсивно. То же и в отношении страхов.
Необходимо отметить то, какую форму защиты выработал ребенок в тревожных и пугающих его ситуациях: избегание, регрессивное поведение, пассивность, оральное проявление, отказ от реальности и прочее. Подобный анализ дает возможность изучить начальное формирование защитных механизмов, особенно с точки зрения их социальности и адаптивности поведения ребенка при проявлении защит.
6. Наказание за поступок
В рассказанной истории соотношение между совершенным поступком и связанным с ним наказанием позволяет оценить уровень развития «сверх-Я» ребенка. Полезно изучить обстоятельства, при которых осуществляется наказание, и то, кем оно налагается и исполняется.
Необходимо расспросить о чувствах и ощущениях наказываемого и то, с кем ребенок идентифицирует себя.
7. Развязка истории
Важно, чем заканчивается история: имеет ли счастливый конец, реалистичен ли он, оптимистичен или наоборот. Эти данные могут свидетельствовать об общем эмоциональном настрое ребенка (подавленный или оптимистичный). Необходимо оценить уместность наказания в истории и на картинке, частоту его повторения в разных рассказах.
Стимульный материал:
Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:
- Цветовой тест М. Люшера
- Проективный метод «Закончи изображение»
- Интервью «Волшебный мир»
- Проективная методика неоконченных предложений
- Цветовой тест М. Люшера
- Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга
- Методика «Заданная сказочная ситуация»
- Тест Конструктивный рисунок человека
- Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева
- Методика «Цветик-семицветик»