Формирование мотивации учения школьников возможно различными средствами. Каждое средство будет иметь наиболее продуктивную характеристику, если сопровождается хорошо организованным познавательным общением. Активизация учебной деятельности достигается через задаваемые учителем формы индивидуальной и групповой работы: кооперация, конфликт и соревнование. Остановимся на приемах создания познавательного конфликта. Они призваны, с одной стороны, актуализировать интеллектуальный потенциал учащихся, с другой стороны, учить школьников терпимости к противоположному мнению, тренировать умения конструктивного спора.
Эффективность данного средства формирования у школьников продуктивной конфликтогенности зависит от качества моделируемой конфликтной ситуации. Конфликтая ситуация такого рода должна создаваться на актуальном для школьников материале, включать прогноз позиций и реакций лидеров мнений, определение острых и спорных вопросов. Таких “болевых точек” должно быть не более пяти.
Познавательный конфликт естественным образом моделируется в рамках групповых дискуссионных форм обучения. Поскольку дискуссия в принципе невозможна без плюрализма взглядов, отношение к конфликту со стороны педагога не должно быть негативным. Более того, ему надо стремиться задавать его самому – между собой и группой, группой и группой. Для этого рекомендуется использовать следующие приемы:
- отрицание ведущим (учителем или учащимся) предложенного группой учащихся решения;
- утверждение, защита, отстаивание ведущим альтернативного решения;
- имитация непонимания руководителем сути вопроса.
При этом ведущий постоянно просит повторить, разъяснить, детализировать высказываемые мнения. Этим актуализируется стремление школьников обострить конфликтную ситуацию, желание отстоять собственное мнение. Высказанная идея вновь и вновь прорабатывается участниками, отыскиваются более веские аргументы в ее пользу.
Для активизации конструктивной мотивации конфликта возможно применение серии иных приемов, например, расслоение участников дискуссии на микрогруппы с последующей взаимной критикой альтернативных решений. При таком переносе содержательного конфликта в межгрупповую сферу у ведущего появляется возможность возвратить участников к основанию проблемы и рассмотреть ее заново, стимулировать желание отстоять их собственное мнение, получить признание, самоутвердиться. Для того, чтобы управлять развитием созданного познавательного конфликта, с целью предупреждения эмоциональных конфликтов, в моменты наивысшего накала страстей при конфронтации мнений учителю рекомендуется:
- прервать обсуждение и дипломатично обобщить результаты;
- предложить письменно-графическое решение проблемы разными микрогруппами;
- предоставить слово более флегматичным учащимся;
- отобрать экспертов для оценки каждого из предлагаемых решений.
В условиях факультативных занятий, материалом для которых может послужить, любое литературное или публицистическое произведение достаточно ярко описывающее выраженное разногласие, а также биографический материал участников, возможна целенаправленная выработка умений и навыков конструктивного конфликтного взаимодействия. Здесь моделирование конфликтных ситуаций осуществляется с помощью следующих приемов:
- драматизация конфликта;
- управление конфликтом;
- “третий нелишний”.
Остановимся подробнее на этих приемах.
Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старшеклассников. Психологи рекомендуют следующее трехэтапное использование техники драматизации конфликта.
На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом в случае если оппонент протестует против исполнения его роли кем-то другим (а это бывает часто, потому что изображение “ущемленным” “зажимщика” обычно носит выраженный гротесковый характер), ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять-таки с “актером”. Явная идеализация собственных действий со стороны “зажимщика” вызывает протест “ущемленного”, и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.
На этом этапе “виновник” конфликта сам играет роль “ущемленного”, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с “актером”, который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны “ущемленного”, который считает, что его действия также явно шаржированы. После этого ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим “зажимщика” “актером”. Явная идеализация “ущемленным” собственных действий порождает протест у “виновника” разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта.
На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения “недовольным” роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения “зажимщика”. “Зажимщик” далее сам представляет, как именно “недовольному” следовало бы поступать в ситуации. После чего любой желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирования.
Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, что, несомненно, вносит вклад в развитие гибкости их ума и мотивации конфликта. Это способствует переводу школьников на более высокий уровень развития конфликтогенности. Однако для достижения этого результата учителю необходимо в моделировании конфликтных ситуаций руководствоваться важнейшими принципами драматизации:
- отказ от рассказа в угоду показа;
- перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо (“актера”);
- обмен ролями партнеров по разногласию;
- активное привлечение аудитории для игрового воспроизведения конфликта и совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Управление конфликтом. Из числа участников занятий выбирается жюри. Два человека разыгрывают разногласие, последовательно применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, предложенные психологами.
1. Определение необходимости обострения конфликта. Это происходит во время ответа на вопросы (ответы можно давать вслух или записывать, обсуждать их нельзя):
- возможно и желательно ли устранение противоречия?
- если да, то нет ли мирных средств для его разрешения?
- если нет, то хватит ли сил на то, чтобы выиграть конфликт?
- если нет, то как долго он может длиться (это нужно, чтобы знать, как выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил)?
2. Полный контроль за своим конфликтным эмоциональным состоянием.
3. Анализ подлинных причин конфликта.
4. Локализация конфликта, т.е. установление его четких границ, максимальное стремление к сужению области противоречия.
5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении “противной” стороны.
6. Переформулирование аргументов оппонента, выделении в них опорных смысловых моментов.
7. Достаточная активность, которую можно сохранять, задавая:
- эмоциональный тон отношений (“Давай-ка говорить спокойно”);
- тему разговора (“Мы не о том говорим, вернемся к …”);
- языковой стиль (без грубости и пошлости);
- роли и степени строгости правил игры (в конфликт можно и должно играть, разрешая противоречие в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями и амплуа).
Выполнение упражнения обязательно оценивается и обсуждается по всем семи пунктам, составляющим управление конфликтом.
“Третий нелишний”. Главным действующим лицом здесь выступает не кто-то из конфликтующих, а “третейский судья” – человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого “косвенного разрешения конфликта”, предложенные психологами:
– принцип выхода чувств (предоставление возможности беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции);
– принцип эмоционального возмещения (действенного сочувствия неправому (а неправы обычно оба), которое чаще всего приводит к раскаянию);
– принцип авторитетного третьего – использование обоюдоизвестного и уважаемого ими лица в качестве “посланца доброй воли”;
– принцип принудительного слушания (когда “третий” предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга, и это снижает накал страстей);
– принцип обмена позициями (тот же “авторитетный третий” предлагает враждующим поменяться местами и от имени друг друга продолжать ссору);
– принцип расширения духовного горизонта спорящих ( за счет записи ссоры на магнитофон).
Качество выполнения упражнения оценивается и обсуждается. Таким образом, вовлечение в различные упражнения и ролевые позиции школьников позволяет педагогу реализовать педагогические цели развития их уровня конфликтогенности в процессе организации, проведения, управления и моделирования конфликтных ситуаций как на уроке (познавательное общение), так и во время факультативных занятий.
использованы материалы из курса лекций по общей педагогике О.С. Гребенюка.
Похожие материалы в разделе Педагогика:
- Глагол
- Сучасні підходи до розвитку мовлення дітей
- Правила работы классного руководителя с дневниками учащихся
- Однокоренные слова
- Вальдорфская педагогика
- Имя существительное
- Выбор методов обучения
- Прийоми навчання дітей розповідати
- Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками
- Характеристика педагогической деятельности