Авторские статьи и методики ↓

Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет

Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и встречаются в норме у большинства детей этого возраста(1). Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой – такие, как рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов и т.д. (2).

Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза), которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или семейных особенностей, либо степень страха настолько велика, что препятствует его естественной переработке. Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком. В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.) (1,4). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы. Последний фактор оказывается немаловажным: обустройство помещения для игротерапии, например, требует значительных организационных и финансовых затрат. Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными.

Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:

  • детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
  • рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

В основу методики легли следующие принципы (3,4):

  • рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;
  • рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;
  • любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;
  • рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;
  • главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке – метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;
  • принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;
  • терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов; присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;
  • каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:

  • умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего;
  • ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы.

В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.

Суть методики заключается в следующем. Ребенка просят нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни. Выявление «друзей» персонажа имеет смысл позитивного якоря. Определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, является «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж. В работе используется принцип «режиссера фильма», т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, терапевт может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. «Фильм» можно «прокручивать» назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик. Использование в процессе совместного творчества терапевта и клиента режиссерских приемов, разработанных в рамках символдрамы Лейнера (принципа «примирения», «кормления и подкупа», «лидера», «символической конфронтации», «истощения и уменьшения», «магических жидкостей» (5), как показал опыт, очень эффективно. Например, при работе с негативными эмоциями ребенка введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или любой другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, приводит к значительному облегчению состояния ребенка уже после одной сессии.

Усвоение «волшебной палочки» позволяет осуществить своеобразный контр-перенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. «Волшебную силу» можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками.

Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе терапевт обязательно должен установить раппорт, чтобы чутко отслеживать все возможные изменения фокуса эмоций. Перед началом работы необходимо информировать родителей о сути коррекционной работы, а также предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним терапевта. Уже первая – диагностико-коррекционная сессия – дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих сессиях определяется обоюдным желанием ребенка и родителя.

Коррекционная работа с применением данной техники была проведена примерно с 50-ю детьми. В большинстве случаев состояние детей отслеживалось в течение не менее года после коррекционной работы. Методика показала свою эффективность (около 70%) при снятии страхов перед школой, страха оставаться дома одному, повышенной тревожности и возбудимости, агрессивном поведении, а также нарушениях сексуального поведения. Негативных последствий применения данной методики на исследуемой выборке детей не выявлено.

Приложение:

Какие вопросы задавать ребенку в ходе сессии?

1. Стадия контакта:

– Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..

После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога:

– Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь – так и будет в твоей сказке!

2. Стадия коррекционно- диагностическая (сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи)

До начала совместного рисования и для «разогрева» можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует психолог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.

– О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?

– Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья?

Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть и они решили погулять? Куда они пошли?

– Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу? Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть? Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий добрые силы) держит волшебную палочку. Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь у него есть волшебная палочка! Он все может! Он сильнее всех! Он может, к примеру, превратить Злодея во что угодно! Или уменьшить его! А потом уже поговорить.

Альтернатива:

– А может быть, персонажу не нравится то, что его окружает? Что именно? Как бы ему хотелось это изменить, чтоб понравилось? (в том случае, если отсутствует персонификация негативной эмоции).

3. Стадия завершения

Сессию можно заканчивать, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п. Можно сказать:

– Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай…)

В конце каждой сессии (а она длится 30-60 минут, в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если психолог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, можно завершить развитие сюжета на промежуточном этапе. Например: «И тогда они сели отдохнуть…») проводится экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка.

Следует особо подчеркнуть, что невозможно описать четкий алгоритм работы психолога, поскольку каждая новая сессия совершенно не похожа на другие. Выше приведены вопросы, наиболее часто задаваемые психологом. Стоит особо отметить, что в случае повторения сюжета (что само по себе является диагностическим признаком), нужно настойчиво изменять, шаг за шагом, составные элементы сюжета, предлагая версии самому ребенку. При этом ребенок может принять или отвергнуть изменения. В любом случае, задачей психолога является организация «встречи» и взаимодействия персонажа с фигурой, которая вызывает страх, а также предложение ребенку в ходе развития сюжета ресурсов, которые помогут переработке страха. В ходе возможных «переговоров» персонажа с фигурой, вызывающей страх, можно разыграть действие по ролям, при этом роли полезно менять.

Не следует ускорять процесс: если ребенок не чувствует достаточно ресурсов, чтобы преодолеть основной страх, полезно проработать «периферийные» страхи: рано или поздно, в том или ином обличье «коренной» страх проявит себя в рисунке.

Пример случая с Нелли А.

Нелли – 6-летняя девочка, старшая из двух дочерей в семье. Мать обратилась к психологу в связи с беспокойством по поводу страхов дочери, которая панически боялась оставаться в квартире без матери, даже если та уходила к соседке «на минутку». Позднее выяснилось, что в период обращения к психологу брак родителей был на грани разрыва, вскоре родители Нелли разошлись.

На сессии Нелли первоначально рисует некрасивую девочку в «плохом» платье, и на вопрос психолога, как это девочку зовут, отвечает: «Никак. Она просто эта». Мир, в котором живет Некрасивая Девочка, такой же дисгармоничный: там холодно, неуютно и некрасиво. На вопрос, есть ли у Некрасивой Девочки друзья, она почти шепотом отвечает:

– Есть. Это большие черные пауки (комментарий автора: Нелли пытается адаптироваться к своему страху, хочет справиться с ним, но пока самостоятельно не способна завершить процесс).

– Нарисуй их! ..А эти пауки кусаются? (П)

– Да! И очень-очень больно! (Н)

– А разве ей это нравится? (П)

– Нет…(Н)

– Тогда, быть может, что-то можно изменить так, чтобы нравилось? Например, с помощью волшебной палочки! Где мы ее поищем, волшебную палочку? (П)

– Не знаю… (Н)

– Разве Эта Некрасивая Девочка не может случайно найти волшебную палочку?(П)

– Нет! Не может! (Н)

– Тогда у кого может быть волшебная палочка? Может быть, у Доброй Волшебницы? (П)

  Нелли оживляется и кивает:

– Да! У Доброй Волшебницы! (Н)

  Рисуем рядом Добрую Волшебницу с волшебной палочкой (по-видимому, Добрая Волшебница персонифицирует фигуру матери).

– Послушай, но ведь Добрая Волшебница не может всегда быть здесь? У нее могут быть дела, ей нужно будет уйти. Кому она может оставить волшебную палочку? Может быть, Этой Некрасивой Девочке? (П)

– Нет! Ей – нельзя! Она страшная! (Н)

– Но ведь у нас есть волшебная палочка! Мы можем превратить Эту Некрасивую Девочку в такую, какую ты захочешь! (П)

  Нелли опять оживает:

– Да!

– Тогда покажи, как Волшебница держит в руках волшебную палочку. Как она ей взмахивает? (П)

Нелли берет в руки фломастер и робко взмахивает им перед собой.

– Ну, как? Эта Некрасивая Девочка превратилась в красивую? (П)

– Да! (Нелли оживлена, глазки заблестели)

– Тогда давай нарисуем, какой она теперь стала (П)

Нелли рисует принцессу.

– Этой красивой девочке можно доверить волшебную палочку?(П)

– Да! (Н)

– Кстати, как ее зовут? (П)

– Ее зовут Миледи! (Н)

– Отлично! Пусть теперь Миледи поработает своей волшебной палочкой! Каким мы сделаем мир, в котором живет Миледи? (П)

Нелли сосредоточенно рисует и комментирует:

– Здесь клумбы с цветами, а здесь – качели…

– Как красиво теперь здесь стало!.. А что же делать с кусучими пауками? Ведь у нас теперь есть волшебная палочка! (П)

– … (Н)

– Миледи боится к ним подойти? Но ведь у нее есть волшебная палочка! Она все может! Например, сделать Паука малюсеньким-малюсеньким, так, что его можно будет рассмотреть только в микроскоп! (П)

Нелли смеется и воодушевляется.

– Нарисуй, каким маленьким стал этот паучишка! …Теперь Миледи может с ним поговорить? (П)

Нелли кивает, но не знает, о чем могут говорить Миледи с паучком.

– …Ты такой маленький, голосишко твой еле пищит, я могу прихлопнуть тебя одним пальцем! (П)

Нелли улыбается и кивает.

– Ты мне совсем не страшен, потому что у меня есть волшебная палочка! Я могу тебя превратить, в кого хочу! (П)

Нелли согласна и улыбается.

– И теперь мы можем стать настоящими друзьями! Может быть, паучок что-то хочет сказать Миледи? (П)

– Да! ( Н. тихо)

– Я больше не буду тебя пугать? Да? (П)

– Да… (Н)

– И что мы будем дружить? (П)

– Да! (Н)

– Как замечательно!.. А что же делать с волшебной палочкой? Покажи еще раз, как ее надо правильно держать! (П)

 Нелли показывает.

– Но всегда носить с собой волшебную палочку неудобно… Давай передадим ее волшебную силу конфете? (П)

Нелли согласна. Она касается конфетки (кстати оказавшейся у психолога) карандашом (который играет роль волшебной палочки).

– А теперь съешь конфетку! Пусть волшебная сила всегда будет с тобой! (П)

Нелли съедает конфетку, очень довольная.

– Ты чувствуешь, как внутри тебя находится сила волшебной конфетки? Она всегда поможет тебе в трудную минуту! (П)

Нелли чувствует. Она довольна, улыбается.

 На этом сессия завершается (надо сказать, что все происходило в присутствии матери, которая тихонько сидела в кабинете). Психолог прощается с Неллей, спрашивает, придет ли она к ней еще раз.

Через месяц: мать рассказывает, что после сессии с психологом у Нелли очень плавно изменяется эмоциональный фон в сторону все большего спокойствия и позитива. Она без проблем остается дома одна.

Через год: Больше симптоматика не обнаруживается.

Бахурина Е.С.

Литература:

  1. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л, 1982
  2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 1999
  3. Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М, 2001
  4. Саthy A. Malchiodi. Understanding Children`s Drawings. Ginilford Press, NY,1998
  5. Психотерапия детей и подростков. Под ред. Х. Ремшмидта. Пер. с немецкого. М, «Мир», 2000

Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *