Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества".
Тем не менее, гениальность всегда определялась (да и сейчас то же самое), так сказать, "по факту", то есть, после смерти гения, когда его "наивысшая степень проявления творческих сил" вдруг становилась всем очевидной.
Попытаемся дать признаки необходимых качеств зарождающейся гениальности.
В народном сознании гениальность представляется как чрезвычайное развитие некоторых способностей, то есть гений мыслится этаким "монстром", "мутантом" с чисто количественно гипертрофированными способностями. В частности, гений должен обладать феноменальной памятью, поразительным эффективным мышлением, какими-то необычно развитыми (вплоть до мистицизма) чувствами и т.д. Некоторые писатели даже представляют гениев, как первых представителей новой расы, которой суждено прийти на смену человечества. И подозревают гениев чуть ли не в органических отличиях от обычного человека.
Ошибочность этого представления вскрывают сами гении, которые все свидетельствуют, что они самые обычные люди. Да и все вокруг так думают, пока их не "озарит" (обычно, когда уже гений потерян. И напротив, люди, обладающие какими-то необычными способностями, абсолютно ничего из себя не представляют, по крайней мере, не оставляют после себя не только сколь-нибудь заметного вклада в культуру, но и вообще какого-то вклада во что-нибудь. Вспомним, для примера, типичную судьбу вундеркинда.
Попробуем же сформулировать объективные свойства гения.
– Особые духовные, нравственные и творческие потребности, значительно превышающие уровень, необходимый для обыденного существования, и составляющие основной стимул жизни.
– Выраженная повышенная чувствительность к факторам духовной и социальной среды.
– Ощущение свободы нравственного, духовного, художественного, научного, спортивного или иного творческого поиска как личной жизненной позиции.
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
- Пол и асимметрия полушарий
- Биологические и социальные детерминанты человеческой индивидуальности
- Дифференциация психосоматических "факторов риска"
- Классификация методов дифференциальной психологии
- Задатки и способности
- Исследование сенсорной сферы новорожденных и сенсомоторных особенностей грудных детей
- Психофизиология половых различий
- Конспект лекций Б.И.Цуканова
- Профессиональная самореализация мужчин и женщин
- Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение