По мелочам и по-крупному человек лжет в среднем около 170 раз в сутки. Но иногда, играя с подсознанием, он идет ва-банк, рискуя и попадая в ловушку…
Один молодой человек пришел на прием к психологу в крайне нервозном состоянии. Суть его проблемы такова.
Для решения актуального жилищного вопроса он со своей женой оформил фиктивный развод (весьма распространенный случай), дабы у жены появилась возможность прописаться к своей матери и претендовать на ее жилплощадь. Уже через несколько дней экс-супруг почувствовал, что в его голове идут странные процессы: изменились настроение, мышление, пелена с глаз упала и он по-другому оценил свои отношения с уже бывшей женой. Последствия оказались непредсказуемыми. Молодой человек понял, что имеет гигантское желание по-настоящему уйти от подруги и не регистрировать вновь свои отношения с ней.
В это время у свободного мужчины появилась подруга, с которой он прожил в гражданском браке довольно-таки продолжительное время. Отношения между партнерами были настолько задушевными, что теперь уже новая семья решила улучшить свои жилищные условия. Молодой человек обратился к первой жене с просьбой оформить с ней фиктивный брак, чтобы прописать ее и родившегося к тому времени у жены ребенка на свои квадратные метры.
Питая к своему мужу-авантюристу глубокие чувства, женщина пошла на этот шаг. И тут произошел обратный процесс. То ли эйфория от новой связи поутихла, то ли протрезвел наш герой, но фиктивный брак стал казаться настоящим. Издергавшийся между двух огней, вконец запутавшийся «жилищный махинатор» потерял покой и сон…
Все общество делится на группы. Есть манипуляторы, способные вводить в заблуждение и себя, и других, причем спать при этом совершенно спокойно. Это патологические лгуны. Другая группа всегда является жертвой манипуляторов. И промежуточная группа, зачастую попадающая в сети лжецов, но и сама не прочь обмануть или поиграть. В определенный момент эти игры заводят в психологические ловушки, и человек заболевает неврозом.
Иногда индивидуум, чтобы выжить или решить какие-то свои эгоцентрические задачи, прибегает к манипулятивным играм, создавая при этом негативные иллюзии, и только в конце действа начинает понимать, что игра привела к болезни.
Самое страшное – человек никогда не может предугадать последствия опасных игр. Молодой человек решил поиграть с государством, не понимая, что играет с собой, со своим подсознанием, о работе которого он не знает. Но при этом включаются механизмы, не понятные обыкновенному разуму.
Следствие опасных игр – это грех. Конечно, грех – категория внутренняя:
для одного какой-то поступок грешен, а для другого – ничуть, что зависит от воспитания человека. Когда индивид начинает играть, самозаблуждаясь и обманывая других, то в итоге у него возникает беспокойство. Его ждут тревога, пустота, угасание, нежелание жить. И чтобы избавиться от этого, согласно психоанализу, человек должен глубоко осознать структуру того, что с ним произошло. В процессе беседы с психоаналитиком пациент по кирпичикам разбирает суть конфликта. И, в конце концов, избавляется от порчи, которая как раз и является результатом собственного греха.
Как-то мы провели такой эксперимент. Попросили столяра подготовить сосновые доски таким образом, чтобы из них можно было впоследствии собрать гроб. Психолог разложил их во дворе. Ничего не подозревавшая местная детвора с удовольствием играла с этими досками, сидела на них, строила крепости. Потом на глазах у школьников психолог собрал из приготовленного материала гроб. Разобрав полученный предмет вновь на отдельные доски и оставив их на попечение мальчишек, он заметил, что детвора уже не прикасается к привлекательному раньше материалу. Почему? Казалось бы, все те же доски…
Здесь появился элемент опасной игры. Из обычных досок человек создал некую структуру – гроб. А это уже не обыкновенные деревяшки, а нечто философско-психологическое, к чему и отношение иное. То есть возник элемент инерции подсознания – доказательства того, что перед вами безобидный деревянный материал, ни к чему не приведут.
Наверняка многие помнят поставленный по Гоголю мистический фильм «Вий». Наталье Варлей, игравшей роль ведьмы, в процессе съемок долгое время приходилось пребывать в гробу. Но впоследствии актриса призналась, что после съемок у нее появились проблемы с душевным и физическим здоровьем. И только принятие крещения и обряд очищения помогли справиться с проблемами. То есть лицедейство – грешная профессия.
Поэтому в структуре опасных игр есть феномен инерции мышления, работы подсознания. Человек совершает какой-то поступок, не задумываясь о последствиях (те же фиктивные браки). Но в подсознании происходят некие процессы, и он уже не может их удержать, а потом удивляется, почему не спит по ночам или находится на взводе.
Простой, но весьма нередкий пример. Мамочка решила отдохнуть. И, чтобы не идти на работу, уговаривает маленькую дочку немного попритворяться больной:
«Мы так мало бываем вместе, ты же хочешь, чтобы я осталась с тобой? Придет тетя врач, скажи, что у тебя болит здесь и здесь…»
Приходит доктор в белом халате, и у малышки просыпаются воспоминания о прошлых болезнях. В итоге у ребенка появляются волнение, частый пульс, чувство стыда за происходящее притворство. Возникает опасность ятрогений, то есть он действительно может заболеть. Слишком высокой ценой получает мамаша больничный! И уже жалеет о своей затее.
Еще один момент. Иногда для пущей убедительности кто-то произносит: «Клянусь своей матерью или сыном!» Такой залог – клятвы здоровьем своих близких – говорит о том, что в человеке нет ничего святого.
Есть «магические» формы, с которыми опасно играть. Это предметы, связанные со смертью и погребением, с реликвиями и святыми местами, а также талисманы и амулеты и так далее. За примером далеко ходить не надо. Недавно одна кондитерская фабрика выпустила шоколад с выпуклым изображением нечто похожего на зародыш в утробе матери. Такое лакомство вызвало у горожан психологическое отторжение, что опять-таки связано с работой подсознания.
Немецкий психолог Эрих Фромм говорил, что в человеке заложена жажда к самоуничтожению. Возможно, поэтому он так любит смотреть на покойников, быть свидетелем кровавых несчастных случаев, упиваться «ужастиками», а потом страдать от бессонницы и стрессов.
Опасные игры обладают гнусным свойством – никогда желаемое не совпадает с действительным. Быть может, поэтому столь популярным стало понятие «моральный ущерб», сопряженный с ухудшением здоровья, который по «шкале ценностей» гораздо выше материального ущерба.
Рамиль Гарифуллин
Опасные психологические ловушки
Похожие материалы в разделе Популярная психология:
- Основные позы сна
- О чем говорят ваши рисунки
- Группа крови и характер
- Приемы работы с ненавистью, местью
- Зоны и дистанция
- Как справиться с затянувшейся депрессией
- Блеф
- Сколько я проживу?
- Психология опасных игр и ловушек
- Власть привычек