Когда мы говорим об уроке, мы имеем в виду стандартную для современной школы ситуацию обучения: классная комната со стульями и партами, расположенными привычным для школьников способом (пусть даже полукругом), учебная группа 20 и более человек, 40 минутный ритм смены изучаемых предметов, звонок на урок, звонок с урока, «Здравствуйте! Садитесь».
Теперь о «плюсах»: почему урок как форма развивающей работы – это хорошо?
Прежде всего, потому, что «как всегда». Хорошо известно, что любой образовательный прием, прежде чем стать формой обучения, должен сначала побыть в роли содержания обучения. Скажем, групповая работа на уроке в форме дискуссии. Педагог, желающий использовать дискуссионные методы обучения в своем предмете, обязан потратить некоторое время – и не такое уж маленькое – на то, чтобы научить ребят вести дискуссию. Пока они осваивают метод, учебное содержание находится в тени. Главное – научить слушать, высказывать свое мнение, фиксировать результаты, выбирать критерии для оценки предлагаемых решений и т.д. Первое время участники будут сосредоточены на переживаниях и отношениях, а не на содержании дискуссии. И, лишь освоив метод, ученики смогут применять его для решения проблемных учебных задач.
Перенесем это на психологический урок. Многие атрибуты урока, хорошо знакомые ученикам, могут быть задействованы в процессе психологического обучения: выполнение заданий в рабочей тетради, фронтальная работа, обсуждение домашних заданий, работа учебных групп и т.д. При этом минимум времени тратится на освоение учениками новых форм, максимум – на содержание.
Еще один «плюс» – урок привычно ставит ребенка на учебно – познавательную позицию. Да, конечно, опыт участия в уроках у ребенка гигантский, он видел много и всякого, и все же для преобладающего большинства детей урок – это ситуация познания нового. В отличие, скажем, от игры, которую еще нужно повернуть детям развивающей стороной, научить их относиться к игре как к новому опыту. Как это ни парадоксально звучит, игра (при всей ее природо и культуросообразности) – искусственная для сегодняшнего школьника форма обучения, а урок – привычно естественная.
За указанными «плюсами» сами собой открываются «минусы». Урок ригиден и объективно, и в детском восприятии. Его трудно менять, приспосабливая к решению каких либо иных задач кроме информационно проверочных. На уроке ученик может получить определенную порцию информации, с помощью взрослого переработать ее в знание, «упаковать» в систему уже имеющегося знания, при за просе – предъявить освоенное. Ну, кое-какие общеучебные навыки формируются. Опять таки связанные с восприятием и переработкой информации.
Очень трудно осваивать в рамках этой формы ценностное, творческое содержание, формировать коммуникативные навыки. В детском сознании урок прочно связан с оценкой, при отсутствии которой ценность урока значительно снижается, так как пропадает привычный критерий оценивания значимости ситуации, с принуждением к определенным действиям, с неподвижностью, жесткой эмоциональной саморегуляцией (так как на уроке большинство эмоций не уместно), регламентацией контактов и т.д. В общем, ситуация урока – это ситуация высоконормативная, что значительно затрудняет решение именно развивающих задач.
Зато урок стоит в расписании. Это единственная форма развивающей работы, которая может быть регулярной и не зависящей от массы привходящих обстоятельств. Сорок минут – это мало, зато мы со своим развивающим содержанием укладываемся в общий ритм жизни ребенка в школе.
Перечисление сильных и слабых сторон урока как формы развивающей работы можно продолжать долго. А можно сразу перейти к выводу: развивающих психологических возможностей у урока достаточно, главное – ими правильно распорядиться. Раз урок – это «знаньевая» форма, будем использовать его для передачи психологического знания, которое расширяло бы и наполняло психологическими смыслами общую картину мира школьников. Будем опираться на привычные обучающие возможности урока (опрос, рабочая тетрадь, работа у доски, индивидуально – с информацией, групповая работа, учебные фильмы), аккуратно вкрапливая новые формы с более широкими развивающими возможностями (дискуссия, ролевая игра, психотехнические приемы).
Обсудим подробнее вопросы, связанные с содержанием психологических уроков и их методическим наполнением.
О содержании. Мы все время говорим о «психологических уроках», избегая словосочетания «уроки психологии». По большому счету, разницы особой нет, но сложились определенные традиции в понимании того и другого. Урок психологии, как и урок физики, биологии, информатики, направлен на изучение некоторой совокупности научных знаний, выстроенных в логике науки, насыщен необходимой терминологией. Урок психологии предполагает изучение науки под названием «психология». Анализ существующих программ такого предмета показывает, что авторы стараются содержательно соотносить программу для школьников с вузовскими программами, сохраняя ту же структуру, базовые понятия и меняя, естественно, стиль изложения. В настоящее время, преобладающее большинство учебных курсов средней общеобразовательной школы представляют собой адаптированные «слепки» определенной системы научного знания, излагаемого частично в логике и структуре самой науки, частично в логике усвоения материала, формирования учебных навыков и приемов. Психологии уготована та же судьба.
Ее планируется преподносить как науку, с соответствующей рубрикацией, логикой подачи материала и сопутствующей терминологией. Понятно, что под различные научные закономерности и факты подбираются примеры из жизни, «умности» сглаживаются картинками, текст пестрит афоризмами, мыслями великих, цитатами из «хороших» книг… Все это не ново, через подобную процедуру прошли многие современные учебники по самым разным дисциплинам. Их предметной научной сути это не изменило. Если про физику или химию очень трудно сказать определенно – хорошо это или нет с точки зрения получения ребенком высококачественного современного образования, то про психологию можно сказать убежденно – это плохо. Психология в таком виде – как слепок несовершенной науки, раздробленной на множество школ, подходов, парадигм и философских оснований, – не будет работать на основную задачу современной школы – образованность выпускника. Не будет она решать и развивающих психологических задач.
Все мы родом из советской школы, с ее возведенной в принцип наукообразностью, когда даже труд у девочек наполовину состоял из теории материалов и швейного дела и лишь вторая половина отводилась под получение важнейших житейских навыков – кулинарных, швейных, в целом домашних.
Что большинство из нас помнит из школьных курсов математики, химии, астрономии? А какую часть из этого, запомнившегося, способно применить в реальной жизненной ситуации? Знание, чистое, абстрактное, далекое от реальной жизни, просочилось сквозь фильтры сознания и памяти и ушло… Та же судьба – уверяю вас! – ждет знание о порогах ощущений, каузальной атрибуции, видах мышления, типологии социальных групп и прочей наукообразной абстракции. Зачем это знать человеку, не выбравшему себе в жизни особый профессиональный путь, психолога или педагога? А если он его выбрал, что ж, впереди – вуз, прямая задача которого – формировать научное профессиональное мировоззрение. Пусть это будет его проблема, как применить все это теоретическое абстрактное, крайне раздробленное, не образное, не эмоциональное знание в своей профессиональной и личной жизни. А остальным нужна совсем другая психология. Попробую на примере показать, чем она должна отличаться от описанной выше.
Есть такая отрасль психологического знания – конфликтология. Очень интересная у нее судьба. У нее два основных источника формирования и развития: наука под названием «психология конфликта» и практика человеческих взаимоотношений, осмысленная и обобщенная умными конфликтологами. Соответственно, есть два разных подхода к преподаванию конфликтологии и два сорта учебников и других книг, посвященных этой проблеме. Один подход и один сорт книг – наукообразный, ход от абстракции к практике. Определение предмета науки, научный аппарат исследования, история развития, методы, типы, виды и структура конфликтов, причины возникновения.
… И лишь в самом конце – кое что о подходах к разрешению конфликтов. Море новых слов, таблицы, схемы и математическая статистика, сложнейшая терминология, за которыми увидеть реальность человеческих взаимоотношений и тем более научиться с ней профессионально взаимодействовать (осмыслять, изучать, корректировать, изменять, развивать и прочее) – это отдельная интеллектуальная задача. И совсем другой подход, блестяще реализованный в книге австралийских авторов Корнелиус и Фейр «Выиграть может каждый». Когда читаешь ее, то не возникает сомнений в серьезном профессиональном уровне авторов. За каждой строкой стоит психологическая научная база – теория, исследования, выводы. Но как это замечательно замаскировано для читателя, который, усвоив минимум новых понятий, движется в понимании сути конфликтов, подходов к их анализу и разрешению.
И движется успешно, как с точки зрения знания о конфликтах, так и с точки зрения технологий работы с ними. Освоив эту книгу, человек не станет психологом. Он мало что нового узнает о науке психологии. Однако уровень его психологической компетентности возрастет.
А что еще требуется?
Построенное таким образом обучение и составляет сущность психологических уроков. На этих уроках учащимся предлагается определенное содержание – житейское (бытовое), предметное, надпредметное, собственно психологическое в процессе освоения которого решаются задачи психологического развития. То есть усваиваются некоторые психологические знания и формируются важные навыки и умения, связанные с тем, как обращаться с полученным знанием, как его использовать. Таким образом, психологические уроки могут строиться на разном материале: предметном (сейчас принято называть такие уроки интегрированными, на пример литературно-психологическими, математико-психологическими и т.д.), надпредметном (курсы типа «Учись учиться»), собственно психологическом (уроки самопознания для старшеклассников), социально бытовом (сюда можно отнести профориентационные курсы). Их содержанием являются естественным образом встроенные в жизнь и деятельность ребенка психологические знания и психологические умения (навыки). Психологические уроки не ставят своей задачей формировать профессиональное научно психологическое мировоззрение. Они насыщают картину мира ребенка психологическим содержанием, делают мир более объемным, понятным. Они передают ему в руки инструменты самопознания, понимания себя и других, управления собой.
Значение психологических уроков как формы развивающей работы различно в разные периоды школьного обучения. Так как урок – это форма усвоения знаний, прежде всего, представляется, что их целесообразно проводить начиная с III–IV классов начальной школы.
Заканчивать уроки желательно в X классе, так как выпускной класс у современных школьников чрезвычайно информационно перегружен, и развивающая работа с выпускниками должна организовываться в иных, менее энергозатратных для ребят формах.
Это не относится к интегрированным урокам, которыми как раз целесообразно насыщать учебные курсы X–XI классов.
Каким содержанием могут насыщаться психологические уроки? Мы считаем, что огромную пользу может принести психологический курс, направленный на формирование психологически адекватных, индивидуализированных способов и приемов учебной деятельности, организации учебного труда. Как сказали бы 20 лет назад – курс НОТ (научной организации труда) школьника. Сейчас такие курсы можно встретить под названиями «Учись учиться», «Профессия – школьник» и т.д. Эти курсы должны быть непродолжительными (одна–полторы четверти), содержательно связанными с образовательными задачами, решаемыми школьниками (проектная или исследовательская деятельность, экспериментальные учебные курсы и т.д.) на том или ином этапе обучения и в то же время формировать навыки и приемы работы с информацией обобщенного характера, применимые как на уроке, так и жизни в целом.
Вот примерный набор тем, которым могут быть посвящены такие психологические уроки с учащимисяIV–X классов:
- «Учимся решать задачи и проблемы» – освоение способов и приемов проектной деятельности;
- «Учимся думать» – знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в проблемной ситуации;
- «Учимся исследовать» – освоение способов и приемов, основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего постановки и доказательства гипотез;
- «Учимся работать с текстом» – освоение способов осознанного чтения, понимания прочитанного, формирование умения соотносить задачу и рациональный способ чтения;
- «Учимся работать вместе» – освоение основных технологий группового решения проблем, интеллектуального сотрудничества;
- «Учимся удобно учиться» – изучение индивидуальных особенностей когнитивных процессов, нахождение рациональных способов личной самоорганизации в учебной деятельности;
- «Учимся строить планы на будущее» – формирование готовности к профессиональному и личностному самоопреде лению и т.д.
Как представляется, в рамках таких курсов можно передать школьником довольно большой объем психологической информации, но, что очень важно, передать в востребованной форме, как ответ на некоторый запрос со стороны образовательной среды. В этом принципиальное отличие таких психологических уроков от уроков психологии. Последние дают знания в логике, оторванной от логики реальной жизни школьников, и потому часто сухие, абстрактные, не включенные в реальную жизнедеятельность учеников.
Похожие материалы в разделе Педагогика:
- Подбор однокоренного слова, обозначающего действие
- Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Понятие метода обучения
- Исследования морально-нравственного развития ребенка в отечественной детской психологии
- Предмет педагогики
- Табу воспитателя (вожатого)
- Гласные в безударных слогах
- Обобщающие упражнения
- Комплекс №4 антистрессовой гимнастика для дошкольников «Полет в Космос»
- Слова с безударной гласной «е», проверяемой «ё»