Персоналии ↓

Вильгельм Вундт

Родился 16 августа 1832, умер 31 августа 1920. Немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии. С 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1864 г. – экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г. – профессор философии в Цюрихе, с 1875 г. – профессор философии в Лейпциге, где в 1879 г. организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии “Philоsоphische Studien”(“Философские исследования”).

Ранние работы Вундта были посвящены анатомии нервной системы, физиологии органов чувств и общей физиологии. Выдвигая задачу превращения психологии в экспериментальную дисциплину, образец научного исследования Вундт усматривал в современном ему естествознании. Соответственно вундтовскому пониманию естественнонаучного метода всякое научное исследование должно удовлетворять ряду основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя. Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать, далее, возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях. Это предполагает выяснение существенных условий возникновения данного явления, что, в свою очередь, может быть достигнуто, только если существует возможность систематического варьирования условий его протекания. Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир “внутреннего опыта” человека (так называемой рефлексии), то Вундт потребовал обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего “непосредственного” опыта, безразлично внутреннего или внешнего, противопоставляя его опыту “опосредствованному”, миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку “посредством” его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т. д.). Доступ к сфере непосредственного опыта должно давать, по Вундту, “правильно поставленное” самонаблюдение, которое (в силу приведенных выше соображений) становится научным, только будучи включено в эксперимент. Поскольку интроспективный эксперимент осуществим лишь в отношении “низших” психологических процессов, Вундт вынужден был признать наряду с экспериментальной (и физиологической) психологией низших психических процессов необходимость существования и совсем иной, описательной и исторической, психологии высших психических процессов и образований (так называемой “психологии народов”), методом которой является анализ проявлений человеческого духа в формах культуры (в языке, обычаях, мифах и т. д.). Объект изучения психологии виделся Вундтом сквозь призму его представлений об основных элементах сознания и их связях, а также его учения о структуре поля сознания, в рамках которого и разрабатывается Вундтом проблема внимания.

Сочинения:

“Лекции о душе человека и животных”, 1865 – 1866, 1894; “Основы физиологической психологии”, вып. 1 – 2, 1880 – 1881: “Этика”, тт, 1 – 2, 1887 – 1888; “Система философии”, 1902; “Очерк психологии”. М., 1912; “Введение в философию”; “Введение в психологию”. М., 1912; “Естествознание и психология”. СПб., 1914; “Мировая катастрофа и немецкая философия”. СПб., 1922; “Logik”. Вег1iп 1880 – 1883; “Volkerpsychologie”, Bd, 1 – 10. Leipzig, 1900 – 1920.

Похожие материалы в разделе Персоналии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *