Авторские статьи и методики ↓

Sаndplay с маленькой буквы «s»

Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди педагогов и социальных работников. Она включает много различных способов игры в песке. На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, появляются его многочисленные модификации.

На международной конференции в Сан-Франциско (1995) принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы «S» – классическая форма юнгианской песочной терапии с ее теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой «s» – различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке, медитации на песке, реабилитационные программы для людей с ОПФР и др.).

Глупо было бы использовать такой прекрасный во всех отношения материал, как песок, только в одной модификации. Используя песок как благоприятную среду, можно проводить большое количество развивающих, коррекционных и даже терапевтических игр не только с детьми, но и со взрослыми, с парами и семьями.

Для проведения игр вам понадобятся: емкости с песком (любого размера и цвета), миниатюрные объекты и природные материалы (каштаны, шишки, ракушки и т.п.), вода.

Работа с ограниченным числом объектов

В целях сужения проблемного поля клиенту предлагается выбрать из коллекции и поместить в песочницу 12 объектов:

  • четыре строения (здания, заборы, мосты и т.п.);
  • четыре фигурки животных;
  • четыре фигурки людей;
  • четыре любых других объекта, которые играющему захочется добавить в свой мир.

Затем следует дать своему миру название и придумать про него историю.

Прятки

Многие дети в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается. Затем он просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.

Другой вариант игры – «Обратные прятки». Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фигуру и рассказать о ней или придумать про нее историю.

История

Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее на подносе с песком. Затем надо придумать историю или сказку, по ходу рассказа постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры – постепенный выбор объектов.

Другой вариант – «Обратная история». Психолог рассказывает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая «мир» в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта.

Тематически ориентированный «мир»

Психолог предлагает ребенку построить «мир», отражающий напрямую его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа».

Примерными темами для подростков могут быть: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни».

При использовании этой игры со взрослыми примерными темами могут быть: «Я и моя работа», «Семья», «Мой коллектив».

Играя с песком, можно стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль клиента (мужчина, муж, профессионал, сын) либо кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, коллег). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.

Семья на песке

Психолог предлагает членам семьи (маме, папе, ребенку) построить на песке мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5-10 минут «мир» оживает, и психолог предлагает членам семьи пожить в нем. После обсуждения семье предлагается построить идеальную семью, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем «идеальный мир» так же оживает. После игры психолог проводит обсуждение, предлагая выбрать из коллекции те фигурки, которые являются символами идеальной семьи, помощниками или ресурсами для ее создания, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.

Такую игру хорошо снять на видео и затем посмотреть и проанализировать.

Медитация

Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах игра проводится с использованием медитативной музыки. Цель – релаксация.

  1. Рисование на сухом песке с помощью коктейльной трубочки (подуть в нее).
  2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).
  3. Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и пр.).
  4. Создание мандалы на песке с использованием разноцветного разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук.
  5. Создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала может долго сохраняться.
  6. Пересыпание песка из разных емкостей.
  7. Строительство замков из очень мокрого песка (методом натекания).

Реконструкция жизненного пути

Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюрных фигурок свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то или иное время жизни. Между фигурками можно устроить диалог. Диалоги могут вестись также между отдельными жизненными этапами. Цель — интеграция.

Перепроектирование жизни

Психолог просит клиента подумать о своей жизни, о том, что бы он хотел изменить в ней, что бы привнес в нее, что бы реализовал. Затем предлагает, используя фигурки, перепроектировать жизнь в песочном подносе. Данная игра может проводиться и после «реконструкции жизненного пути». Эффективным для клиента будет фотосъемка процесса и результата.

Переговоры

Психолог предлагает клиенту выбрать две фигуры, которые будут изображать конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести переговоры между конфликтующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, отражающие действия, ресурсы, помощников и т.п. Цель – заключение контракта.

Пассивный – активный

Психолог предлагает клиенту выбрать из коллекции три фигуры, отражающие его активное начало, и три фигуры, отражающие его пассивное начало. Затем необходимо разместить эти фигуры в подносе с песком и выстроить диалог между образовавшимися парами. При использовании этой игры во время работы с парами психолог предлагает диалог между активной фигурой одного партнера и пассивной фигурой другого партнера. Цель – интеграция. В игре вводится правило внимательного слушания партнера и невмешательства.

По этому же принципу проводится диалог между мужским и женским в себе, между духовным и физическим, между эмоциональным и рациональным и т.п.

Такую работу хорошо фотографировать для закрепления полученного опыта в дальнейшем.

Параллельные миры

Данный вариант игры может использоваться для работы с семьями, парами или группами. Для этого необходимо иметь несколько песочниц (по количеству участников).

Психолог предлагает участникам, используя коллекцию миниатюрных фигурок, построить в подносе с песком свой мир. Все одновременно работают, соблюдая тишину. Затем, когда «миры» готовы, психолог инициирует рассказ каждого о своем мире.

Другой вариант этой игры – «Экскурсия по параллельным мирам». Когда «миры» готовы, психолог приглашает всех совершить экскурсию и назвать увиденные миры, постараться понять их. Экскурсия длится 10-15 минут, затем происходит обсуждение.

Событие

Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выход и решения.

Наталья Сакович,
Академия последипломного образования,
г. Минск, Республика Беларусь
sakovich@academy.edu.by

Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *