Словари ↓

Кажущееся движение

Кажущееся движение — иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях. (Синоним: стробоскопическое движение.) Наблюдается не только в зрительной, но и в других модальностях, напр. слуховой и тактильной. Благодаря К. д. кинозрители получают впечатление плавно движущихся объектов при наблюдении спроецированных на экран неподвижных изображений, запечатленных на кинопленке. Одну из первых демонстраций зрительного К. д. осуществил в 1832 г. бельгийский физик Ж. Плато с помощью созданного им прибора — фенакистископа (с греч. — обманывающий зрение), который представлял собой вращающийся диск с нарисованными по краю фигурами дровосека в разных фазах движения; фигуры наблюдались через щель и производили впечатление работающего дровосека. Г. Экснер (1875) описал К. д. при наблюдении искровых разрядов.

Детальные исследования К. д. начаты гештальтпсихологами. Можно сказать что и сама гештальтпсихология началась с классической работы  М. Вертгеймера (1912) по К. д., в которой были выделены феноменологически и психофизически разные типы К. д.: частичное, оптимальное (названное Ф. Кенкелем бета-движением) и феноменальное (фи-движение). Последнее возникает при сверхъоптимальных интерстимульных интервалах (80 — 200 мс), заключается в переживании «чистого» (бесформенного) движения и трактуется гештальтпсихологами как доказательство сенсорного («невыводного») характера восприятия движения. А. Корте (1915) описал т.н. дельта-движение — К. д. в направлении, противоположном направлению смещения второго (и более яркого) объекта относительно первого, и эмпирически установил для восприятия оптимального К. д. 4 приблизительных уравнения, которые попарно связывают такие стимульные переменные, как пространственное смещение, время экспозиции, интерстимульный интервал и «интенсивность» (не только яркость, но и размеры) стимулов. Даниэль Канеман (1967) ввел еще одно правило для сохранения оптимального К. д.: правило постоянства асинхронии включений стимулов, т.е. суммы времени экспозиции первого объекта и интерстимульного интервала (при изменениях этих слагаемых). Однако этому правилу не подчиняется эффект К. д., обнаруженный Б. Г. Мещеряковым (1982) при последовательном предъявлении в одной и той же апертуре двух синусоидальных решеток (одинаковой пространственной частоты) с некоторым сдвигом по фазе. Любопытной особенностью этого эффекта, названного суммакинезом, являются крайне малые значения интерстимульного интервала (3 — 50 мс). Стимульные условия и феноменологические свойства суммакинеза хорошо предсказываются моделью зрительной временной суммации, причем в модели используется бифазическая импульсная реакция.

Похожие материалы в разделе Словари:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *