Практикум
Стимульный материал
Проективная техника
Общая психология
Социальная психология
Психотерапия и консультирование
Педагогика
Психология ребенка
Возрастная психология
Психология семьи и семейных отношений
Психология спорта
Психология рекламы
Психология управления
Дифференциальная психология
Вопросы и Ответы
Авторские статьи
Консультирующие психологи

Книги
Словарь
Онлайн Тесты Знаний
Психология моды
Персоналии
Хрестоматия
Рефераты Курсовые
Шпаргалки

Он-лайн тесты
Леди
Босс
Интимно...
Популярно о...
Советчик
Веселая страничка

Сонник
Знаки зодиака
Ежедневный гороскоп
Женский секс гороскоп
Знаки зодиака и растения
Японский гороскоп
Планеты

Эдмунд Гуссерль

Родился 8 апреля 1859 года в Проснице (Моравия), скончался 26 апреля 1938 во Фрайбурге.

Немецкий философ, основатель феноменологии. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал также влияние Б. Больцано и неокантианства. Гуссерль выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии («Логические исследования», Bd 1—2, 1900 — 1901, рус. пер., т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Гуссерль считал психологизм — убеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Гуссерль видит в той линии, которая идёт от Локка и Юма через Дж. Милля к Вундту. Современные варианты психологизма Гуссерль усматривал в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя, превращённой в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе).

По мнению Гуссерля, сами науки о природе и истории нуждаются в определенном обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология. Следуя по пути рационализма Декарта, Гуссерль стремился найти последние самоочевидные логические принципы и т. о. очистить сознание от эмпирич. содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Гуссерлю, должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру, Гуссерль требовал совершить эпохе, т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания — интенционалъность, т. е. направленность на предмет, которую Гуссерль рассматривал как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Гуссерль стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта; она призвана служить как бы мостом между ними — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности. Феноменология есть, по Гуссерлю, наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Гуссерль называет это переживание «усмотрением сущности». Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Гуссерль предложил исключить из феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает философскую позицию раннего Гуссерля с платоновским идеализмом; в отличие от «идей» Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, «сущности» Гуссерль выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Гуссерля постепенно нарастала).

В поисках твёрдых оснований Гуссерль вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В последний период он обращается к идее «жизненного мира», сближаясь с философией жизни. Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» («Die Krisis der Europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie», 1954), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Гуссерль рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще. Вместе с понятием «жизненного мира» в центре внимания позднего Гуссерля оказывается проблема интерсубъективности.

Гуссерль оказал влияние на современную философию; среди его учеников — М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др. Феноменология Гуссерля послужила одним из источников экзистенциализма и философской герменевтики.

Сочинения:

Philosophic der Arithmetik, Bd 1, Lpz., [1891]; Vorlesungen zur Phanomenologie des inneren Zeitbewuzltseins, Halle, 1928; Husserliana. Gesammelte Werke, Bd 1—10, 12—18, 22, Haag, 1950-79; Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954; в рус. пер. — Философия, как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1.




база данных психологов
Вас у нас еще нет?


психологи в базе данных сайта psylist.net

создайте свою персональную страницу


Тест на знание цитат из сериала «Реальные пацаны»


комментарии к тестам

Полина  24.06.2018
на 13 лет младше. мне 26
Вопросы по психологии?
найди ответ,задай вопрос

раздел Вопросы и Ответы

вопрос без ответа

Как вести себя перед парнем?

знаешь ответ? подскажи!

случайный анекдот

Искренность стоит дорого, но продается еще дороже...
тесты знаний

  • Педагогическое общение
  • Методы педагогической психологии
  • Тест Самый умный? для младших подростков
  • Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
  • Тест «Модели рекламы»

  • он-лайн тесты

  • Тест «Запишите телефончик!»
  • Тест Деньги в вашей жизни
  • Тест Прячетесь ли вы от действительности?
  • Тест Ваш ребенок и Бабайка!
  • Тест «Можно ли вернуть ушедшую любовь?»
  • Тест Аналогии
  • Политики Украины
  • Тест «Куда девать шкурку от банана?»
  • Тест «Цитаты из сериала Реальные пацаны»
  • Тест Не слишком ли вы агрессивны
  • Тест Хозяин судьбы
  • Тест Хозяин ли вы в своем доме?
  • Тест Как с чтением у вашего малыша?
  • Тест Какого цвета ваш избранник
  • Тест Мнение окружающих о Вас




  •    ИЛИ И