Психология ребенка ↓

«Поиграйте со мной!»

Как часто можно слышать этот призыв ребенка! Многих родителей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок! – жалуются они, – Даже поиграть один не может!» Ошибочность подобных родительских сентенций свидетельствует о непонимании природы детской игры.

Известно, что игровая деятельность (впрочем, как и любая другая) не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задается взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства изображения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Усваивая технику различных игр в общении со взрослыми, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко).

Игра – исторически сложившаяся часть человеческой культуры, и задача родителей вводить в нее детей, «внедрять» ее в их жизнь. Существует много каналов такого «внедрения». Один их них – оснащение игры игрушками. Еще до рождения малыша родители покупают первые игрушки-погремушки и мечтают о том времени, когда порадуют ребенка куклой, мячом, велосипедом и т.д. Зачастую забота об игре ограничивается покупкой игрушек, и здесь родители нуждаются в квалифицированном совете, ибо, как метко подмечено народной мудростью, «игрушка – не балушка». На каждом возрастном этапе детства нужны свои игрушки, поскольку они призваны решать определенные задачи воспитания.

Сам по себе подбор игрушек не определит направления развития детской игры. Для этого необходимы впечатления детей об окружающей жизни, в соответствии с которыми используется та или иная игрушка. Помните, как писал К.Д.Ушинский: «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь…».

Далее необходимо раскрыть ребенку, что «закодировано» в той или иной игрушке: обучить игровым действиям. В каком возрасте это целесообразно делать? Буквально с первых дней жизни, когда ребенку раскрывают игровые возможности погремушек, колокольчика (звенит!), шарика, подвешенного над кроваткой.

В семье есть возможность дать ребенку в дополнение к готовым игрушкам различные бытовые предметы, которые помогают реализации замысла игры, воплощению образа. Мамина блузка превращается в халат Айболита, а плед оказывается незаменимым для постройки «хижины», диванные подушки становятся «крокодилами», а кресло – прекрасный «космический корабль», «наблюдательный пункт», «королевский трон».

Задача родителей – содействовать такому творческому «преобразованию» окружающей обстановки, наталкивать ребенка на возможные замещения, не выступать в роли «хранителя» раз и навсегда заведенного порядка. И не следует сразу после окончания игры (в воображении ребенка она еще живет), немедленно все расставлять по местам. Например, Саша «плывет» в «пироге» (перевернутая скамейка) по Амазонке. Игра в полном разгаре, но пора ужинать, вся семья ждет. Мама предлагает «причалить» к берегу, где «у костра» готов ужин. И ребенок спокойно переключается на семейную трапезу, зная, что потом можно «доиграть», потому что «пирога», «крокодилы», «пираньи», все что отражает полет фантазии и поддерживает ее, останется на месте.

Часто в процессе игры появляется потребность в предметах, которые легко смастерить. И тут незаменима помощь взрослых. «Я – доктор, и мне нужны очки!» – заявляет Лиза и пытается «узурпировать» бабушкины очки. «Стойте, стойте, доктор, – возражает бабушка. – Вам мои очки не подойдут: вы в них ничего не увидите. Как же будете лечить больных? Но я работаю в магазине «Оптика», где делают очки. Где у вас рецепт на очки?» Далее следует изготовление очков из картона. А Артем построил горную дорогу. Надо везти грузы в далекий аул. Папа пришел на помощь: «Надо сделать трайлер!» Но из чего? Мама подсказала: из футляра от зубной пасты. И закипела работа… Как сделать, чтобы колеса крутились, чтобы дверца в кабине открывалась?

Казалось бы, мелочь – помочь ребенку оснастить свою игру. А у родителей, думающих о развитии детей, это превращается в «школу» воспитания воображения, ума, смекалки, сотрудничества и многого другого. Но главное, родители демонстрируют уважение к игре ребенка, а следовательно, и к нему самому, его увлечениям, интересам, переживаниям. И словом, и делом они укрепляют в сознании ребенка представление о том, что игра – это серьезно. А потом он перенесет серьезное отношение на другие виды деятельности.

Правда, во многих семьях достаточно распространенным является взгляд на детскую игру как на пустое занятие: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Отсюда – некорректные замечания, требования, комментарии детской игры («Зачем перевернул стул? Ах, ему понадобилась пушка! И в кого же ты решил стрелять? Что-то я не вижу здесь неприятеля!»). Родители часто не видят ничего зазорного в том, что резко вмешиваются в игру («Хватит играть! Сколько можно тебя ждать за столом?»). А ведь игра ребенка – это деятельность не напоказ, дети не любят играть, если за ними кто-то наблюдает. Поэтому дома дети облюбовывают для игры укромные уголки (за креслом, под столом, на подоконнике).

Особым «гонениям» подвергается игра старших дошкольников: родителям хочется «заменить» ее занятиями, которые, с их точки зрения, готовят ребенка к школе. Подобное несправедливое отношение родителей к игре старших дошкольников – свидетельство недопонимания ими ее места в формировании таких ценных качеств, от которых напрямую зависят будущие успехи в школе. Любая игра учит ребенка управлять своим поведением: «учительница» вынуждена отказаться от своих капризных наклонностей, а «капитану» следует вырабатывать у себя решительность, «командный» строгий тон, а значит, учиться преодолевать свою застенчивость. А если ребенок играет с друзьями, то приходится особенно тщательно следить за своими словами, репликами, действиями, в чем-то уступать партнерам, иначе игра разрушится. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они еще «не доросли», а именно, в отношения взаимного контроля и помощи, соподчинения, требовательности.

В.В. Давыдов изучал важнейшее свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность. Это способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (карандаш становится ложкой, ножом, дирижерской или волшебной палочкой, королевским жезлом и пр.). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.

Какие виды игры в наибольшей степени можно считать домашними? Бесспорно, что все виды должны занимать достойное место в семейном воспитании, ибо каждая их них обладает своим преимуществом в развитии у детей тех или иных ценных качеств и свойств. Вот, например, игры с конструктивным материалом. Какой простор для развития мышления, пространственного воображения, творчества они представляют! Однако в семье конструкторы покупают преимущественно мальчикам, ограничиваются каким-то одним типом конструктивного материала, не обучают детей техническим умениям, без чего поделки бедны по замыслу и воплощению.

Подбирая ребенку настольно-печатные игры, необходимо задумываться о разнообразии их типов. Овладев умениями, заложенными в определенном типе игры (лото, гусек, разрезные картинки, домино), ребенок легко перенесет их на аналогичный, даже если игра будет иного содержания. Научить ребенка навыкам разных типов игр – задача родителей, являющихся «первыми учителями» малыша. Многие настольно-печатные игры требуют партнера (партнеров), в таком качестве сначала выступают родители. Научившись играть с родителями, ребенок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. А это поднимает его статус как в собственных глазах, так и среди сверстников. Но способы взаимодействия, которые он перенесет на самостоятельные игры с другими детьми, зависят от того, как вели себя взрослые, играя с ребенком. А именно: как вводили ребенка в игру, как учили соблюдать правила, выигрывать и проигрывать. И здесь перед родителями встает вечная дилемма поддаваться ребенку или играть серьезно, на равных? Ответ может быть один только на равных, но естественно, страхуя ребенка на первых порах от «зевков», неправильных действий. А потом – все по справедливости, не уступая ребенку первый ход, а используя жеребьевку, считалку. Выигрыш – радость для ребенка, она тем сильнее, чем труднее была победа. Но жизнь не строится на одних удачах. Настольно-печатные игры, как и другие игры с правилами, учат ребенка достойно принимать поражение, тем более что остается надежда выиграть в следующий раз.

Включение игры в канву семейной жизни служит оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье. В исследовании Г.Н. Гришиной убедительно показано, что широкий простор в этом плане дают народные игры. Будучи богатыми по содержанию, формам, построению, разнообразию действий играющих, они легко могут быть использованы в самых различных ситуациях, без привязки к определенным месту и средствам. Другими словами, они обладают универсальностью, что важно знать родителям. Народными играми можно «скрасить» многие малопривлекательные моменты в жизни ребенка (ожидание приема у врача, длительная дорога, постельный режим при болезни). Преодолению эмоциональной отчужденности между родителями и ребенком помогают театрализованные игры. На эту тему проведено интересное исследование Р.К. Сережниковой.

Итак, родителям необходимо играть с ребенком. Без этого он не сможет полноценно овладеть игровой деятельностью, а будет только манипулировать игрушками. Но, обратите внимание, нужно именно играть, а не включаться в игру по родительскому долгу. Не снисходить до детской игры, не ставить условий (например, «поиграю только 10 минут»), а входить в замысел ребенка, тактично направлять его, перевоплощаться в образ, в общем – играть на равных, как того требуют партнерские отношения. Ребенок очень ценит, когда взрослый соглашается играть с ним, отложив свои серьезные дела. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего «взрослого» времени. Это поднимает его в собственных глазах. И конечно, наполняет сердце любовью к родителям.

Из книги: Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *