Авторские статьи и методики ↓

Восприятие фундаментальных эмоций

Проблема восприятия фундаментальных эмоций находится на стыке двух областей – психологии познания и психологии эмоций, которые в свою очередь являются разделом общей психологии. Проблема восприятия человеком эмоций, их понимания и использования этого понимания в деятельности все больше привлекает внимание психологов. Долгое время в рамках общей психологии понятия о восприятии эмоций и собственно эмоциях не разделялись. Но за последние шесть лет в психологической литературе появляется все больше работ, в которых рассматриваются не эмоции сами по себе, а то, как структурируется знание о них.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что, несмотря на появляющуюся в последнее время литературу, посвященную восприятию эмоций, она не получила еще достаточной научной проработки. Поэтому предоставляется необходимой дальнейшая разработка данной проблемы в связи с возрастающим вниманием к эмоциональной сфере человека, саморегуляции и возможности контроля над эмоциональными проявлениями.

В настоящее время имеется ряд исследований (А.Ю. Бергфельд, 2002, С.А. Степанова, 2004-2005, Ю.С. Черноусова, 2003-2006), посвященных изучению восприятия эмоций как в себе, так и в другом, лицами разной профессиональной направленности, специалистами разного уровня профессионализации, различными возрастными, гендерными и культурными группами, а также особенностей восприятия эмоций в ситуации психического напряжения, и практически отсутствуют исследования, изучающие восприятие фундаментальных эмоций лицами, склонными к лидерству.

Проблемой осознания эмоций занимались такие ученые, как Я.Р. Рейковский, который выделял два уровня осознания; К.Е. Изард, отмечавший, что переживание и осознание эмоций – два различных процесса; Л.Я. Гозман, который ввел понятие алфавита чувств; В.В. Столин, занимавшийся проблемой самосознания. Экспериментальное исследование, затрагивающее личностные особенности лиц, склонных к лидерству, проводили О. Вейнингер, И. Вагин, А. Глушай, А. Менегетти, А. Паблингер, А. Кухарчук, А. Костнокович и др.

Цель настоящего исследования – описать особенности восприятия фундаментальных эмоций у лиц с разным стилем лидерства (авторитарным, демократическим, попустительским). Объект исследования – восприятие фундаментальных эмоций. Предмет – феномен восприятия фундаментальных эмоций лицами с различными стилями лидерства. В качестве испытуемых была выбрана группа лиц, занимающихся частным предпринимательством. Частных предпринимателей мы взяли потому, что у них вырабатываются организаторские, управленческие качества лидера, им присуще умение сформировать, сплотить группу, поставить и достичь цели, брать на себя ответственность. Тестировалось 60 человек (30 мужчин и 30 женщин).

В исследовании были использованы методики «Лидер» и «Тест на силу воли» (Ю.А. Цыпкина, 2003), «Личный стиль руководства», «Самооценка эмоционального состояния» (Е.П. Ильин, 2001) и карта тестов «Причины и следствия эмоций» К. Изарда (самоотчет).

По результатам исследования представилась возможность выделить три группы лиц с тремя стилями лидерства: авторитарным, демократическим, попустительским. При непосредственном оценивании (шкалировании) самооценки эмоциональных переживаний (шкалой дифференциальных эмоций К. Изарда) количественный анализ показал, что их общее число на каждый из стимулов варьирует в зависимости от вида эмоции и стиля лидерства.

Во всех группах при предъявлении разного стимульного материала преобладают ответы на эмоции радость, интерес, удивление. «Авторитарными лидерами» дано большее количество баллов на эмоции-стимулы вина, гнев, «демократическими лидерами» – на эмоции горе, вина, гнев.

Для более глубокого изучения особенностей восприятия фундаментальных эмоций трем группам с различными стилями лидерства была предложена карта тестов «Причины и следствия эмоций» К. Изарда. Описание особенностей исследуемых эмоций на материале анкеты открытого типа осуществлялось посредством контент-анализа.

Результаты категориального анализа говорят о том, что испытуемые при описании эмоций ориентируются на ограниченное число единиц экспрессии, среди которых выделяются наиболее часто употребляемые, т.е. одни эмоции испытуемые описывали охотнее и подробнее, чем другие. Охотнее всего они описывали 5 из 10 базовых, фундаментальных эмоций – гнев, радость, страх, горе, интерес. При авторитарном стиле лидерства испытуемые чаще всего описывали гнев, презрение, отвращение, радость, а также вину, при демократическом – страх, гнев, горе, радость, удивление, при попустительском – радость, горе, презрение, страх, интерес (в порядке убывания количества признаков, которыми испытуемые пользовались при описании эмоций).

Если говорить о неадекватных характеристиках, то по количеству ошибок лидируют у авторитарных лидеров презрение, вина и стыд; у демократических – презрение, вина, у придерживающихся попустительского стиля – презрение.

Больше всего объективных признаков (в порядке убывания) пришлось у авторитарных лидеров на гнев, страх, презрение, радость и горе, у демократических – на гнев и страх (причем в страхе упор делается на физиологический компонент, а в гневе лидирует поведенческая характеристика и на втором месте пантомимическая), а у группы с попустительским стилем лидерства – сразу на четыре эмоции: презрение, вину, гнев, стыд.

Авторитарные лидеры, описывая эмоции, выделяли экстрацептивные характеристики; из субъективных признаков уделяли внимание «энергетическим», т.е. объектам, связанным с возникновением и направлением эмоции, а также личностным характеристикам. Лидеры-демократы делали акцент на интрацептивных признаках (с добавлением «энергетических характеристик» для всех эмоций за исключением эмоций презрения и вины). У группы с попустительским стилем лидерства наблюдалось стремление описывать эмоции комплексно, учитывая как их внешние проявления, так и субъективные признаки (чаще всего последние относились к категории «объекты, связанные с возникновением и направлением эмоции» и «смысловые характеристики»).

Таким образом, изучение эмоциональных явлений очень важно, поскольку они играют большую роль в жизни человека. Любые условия, определяющие жизнь и деятельность человека, становятся внутренне, психологически ценными только тогда, когда им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Представление об особенностях осознания человеком его эмоциональных состояний позволяет определить уровень его развития, глубину самосознания, управления своим поведением, эффективность взаимодействия с другими людьми. Осознание собственных эмоций – это не что иное, как осознание своей индивидуальности, поскольку эмоциональные реакции и состояния указывают на индивидуальное отношение человека к происходящему.

В.В. Аднашова, Е.В. Левченко.
Восприятие фундаментальных эмоций. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В.Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. – Вып. 1. – 148 с.

Похожие материалы в разделе Авторские статьи и методики:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *